Актёры
Интервью с Эльвирой Данилиной
Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Народные артисты СССР - Композиторы | Борис Владимирович Асафьев

БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ АСАФЬЕВ

Борис Владимирович Асафьев родился в Санкт-Петербурге 29 июля 1884 года. Борис Асафьев – композитор, музыковед, музыкальный критик. Академик АН СССР (1943), Народный артист СССР (1946), один из основоположников советского музыковедения.

Борис Асафьев
Борис Асафьев

В 1904—1910 Асафьев учился в Петербургской консерватории по классу композиции у Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова, параллельно также на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году. После окончания консерватории работал аккомпаниатором в балетной труппе Мариинского театра. С 1919 – советник по репертуару в Мариинском и Малом оперном театрах, в том же году совместно с Сергеем Ляпуновым организовал музыкальное отделение в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930 года.

В 1925 году Асафьев получил звание профессора Ленинградской консерватории, принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.

Асафьев был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. В рамках концертов, организованных отделением, звучали произведения композиторов Новой Венской школы, «Шестёрки», а также Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. Активно изучая творчество последнего, Асафьев в 1929 написал первую в истории книгу об этом композиторе на русском языке. Он также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924—1928 были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека и другие новейшие оперы.

С 1914 года статьи Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени – «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Наиболее продуктивным оказался период 1919—1928 годов, когда Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов: русское классическое наследие и музыка современных авторов. В этот период формируются творческие контакты Асафьева с Паулем Хиндемитом, Арнольдом Шёнбергом, Дариюсом Мийо, Артюром Онеггером и другими лидерами мирового музыкального авангарда. В 1930-е годы, после распада АСМ, Асафьев переключаетя на композицию и создаёт свои самые известные сочинения – балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения и др. В начале 1940-х он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады. В 1943 он переезжает в Москву, где возглавляет музыкальное отделение Института истории искусств Академии наук СССР. В 1946 Асафьеву присуждается звание Народного артиста СССР, в 1948—1949 он был одним из членов правления Союза композиторов СССР.

Борис Владимирович Асафьев скончался в Москве 27 января 1949 года

Балет Асафьева «Бахчисарайский фонтан» в настоящее время в репертуаре Саратовского театра оперы и балета.

Статья основана на материале статьи в Википедии «Асафьев, Борис Владимирович». Дата переноса материалов 08.10.2008

Василий Зимин 08.10.2008



   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика