| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Народные артисты СССР - Композиторы | Борис Владимирович АсафьевБОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ АСАФЬЕВБорис Владимирович Асафьев родился в Санкт-Петербурге 29 июля 1884 года. Борис Асафьев – композитор, музыковед, музыкальный критик. Академик АН СССР (1943), Народный артист СССР (1946), один из основоположников советского музыковедения.
В 1904—1910 Асафьев учился в Петербургской консерватории по классу композиции у Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова, параллельно также на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году. После окончания консерватории работал аккомпаниатором в балетной труппе Мариинского театра. С 1919 – советник по репертуару в Мариинском и Малом оперном театрах, в том же году совместно с Сергеем Ляпуновым организовал музыкальное отделение в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930 года. В 1925 году Асафьев получил звание профессора Ленинградской консерватории, принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности. Асафьев был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. В рамках концертов, организованных отделением, звучали произведения композиторов Новой Венской школы, «Шестёрки», а также Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. Активно изучая творчество последнего, Асафьев в 1929 написал первую в истории книгу об этом композиторе на русском языке. Он также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924—1928 были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека и другие новейшие оперы. С 1914 года статьи Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени – «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Наиболее продуктивным оказался период 1919—1928 годов, когда Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов: русское классическое наследие и музыка современных авторов. В этот период формируются творческие контакты Асафьева с Паулем Хиндемитом, Арнольдом Шёнбергом, Дариюсом Мийо, Артюром Онеггером и другими лидерами мирового музыкального авангарда. В 1930-е годы, после распада АСМ, Асафьев переключаетя на композицию и создаёт свои самые известные сочинения – балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения и др. В начале 1940-х он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады. В 1943 он переезжает в Москву, где возглавляет музыкальное отделение Института истории искусств Академии наук СССР. В 1946 Асафьеву присуждается звание Народного артиста СССР, в 1948—1949 он был одним из членов правления Союза композиторов СССР. Борис Владимирович Асафьев скончался в Москве 27 января 1949 года Балет Асафьева «Бахчисарайский фонтан» в настоящее время в репертуаре Саратовского театра оперы и балета. Статья основана на материале статьи в Википедии «Асафьев, Борис Владимирович». Дата переноса материалов 08.10.2008 Василий Зимин 08.10.2008 | |||
![]() |