Актёры
Интервью с Эльвирой Данилиной
Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Народные артисты СССР - Режиссёры | Георгий Николаевич Данелия

ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ

Георгий Николаеввич Данелия родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) 25 августа 1930 года.

Его родителями были инженер-путеец Николай Дмитриевич Данелия и кинорежиссёр Мери Ивлиановна Анджапаридзе – родная сестра Верико Анджапаридзе. Когда Георгий Данелия окончил школу (а было это, по всей видимости, в 1947 или 1948 году) перед ним встал вопрос выбора жизненного пути. Отец настаивал на поступлении сына во ВГИК (сам отец работал на строительстве Московского метрополитена) – дескать, куда ещё его дурака девать. К тому же там есть блат. И блат действительно был, ведь на Мосфильме работала мама, а дядя – кинорежиссёр Михаил Чиаурели (муж Верико Анджапаридзе) к тому времени был одним из самых влиятельных деятелей кино. Однако самому Георгию поступать во ВГИК не хотелось, у него была только тяга к джазу, поэтому он поступил в архитектурный, за компанию с приятелем.

Георгий Данелия
Георгий Данелия

В 1955 году он окончил Московский архитектурный институт, и даже некоторое время работал по специальности – он проходил практику на строительстве Сталинских высоток в Москве, а затем, распределился в ГИПРОГОР (Институт проектирования городов), где получил место в мастерской перспективной планировки. Однако работа на поверку оказалась скучной и ни кому не нужной.

Новый жизненный путь помог выбрать случай. Однажды в обеденный перерыв он отправился с приятелем за проходную института, гулять. Свернув в переулок, они увидели, что под забором лежит прилично одетый человек, но пьяный… Они решили разбудить его и отправить домой – ведь лихие люди могли бы человека раздеть. Однако поддавший человек не пожелал признавать, что он пьяный. Он сообщил, что он вовсе не пьян, а просто отдыхает, снова лёг и, вытащив из кармана скомканную газету «Советская культура» сделал вид что читает. Бросился в глаза тогда один заголовок в газете – «Мосфильм объявляет набор на режиссёрские курсы». Пришлось дойти до киоска, купить газету и изучить объявление в ней внимательно. Оказалось, что при Мосфильме было решено организовать высшие режиссёрские курсы. На эти курсы решено было принимать людей смежных профессий – писателей, художников, театральных режиссёров и самое главное архитекторов. А когда Георгий Николаевич прочёл про стипендию на этих курсах в 130 рублей и сравнил со своей зарплатой в ГИПРОГОРе в 90 рублей, выбор был сделан.

Георгий уже видел и лично знал многих режиссёров. К ним домой в гости часто приходили Григорий Рошаль, Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко и многие другие живые классики советского кинематографа. Георгий Николаевич и не мечтал стать таким же классиком, не мечтал сам снимать фильмы и писать сценарии. Он думал о скромной роли второго режиссёра. Мать согласилась с его выбором. Поспособствовать поступлению на курсы режиссёров при Мосфильме надо было какой-то весомой фигуре, но на Мосфильме в ту пору командовал Пырьев, а он недолюбливал ныне уже опального (за пропаганду личности Сталина) Чиаурели. Было бы нехорошо, если бы он узнал, чей племянник поступает на курсы. Решено было обратиться к Михаилу Калатозову.

Собеседование с Калатозовым проходило у него дома. Первое впечатление от молодого человека у Калатозова было далеко не лучшим – ни одним из важных для режиссёра увлечений или умений Данелия, на первый взгляд не обладал. Георгий Николаевич понял, что не стоит отнимать время у мастера, и было уже, собрался домой, дошёл до лифта, но вдруг вспомнил, что забыл на столе в комнате папку с рисунками. Несколько дней до этого Данелия был занят тем, что рисовал жанровые картинки и нарисовал почти полную раскадровку к Чеховскому рассказу «Хамелеон». Калатозов потребовал папку и внимательно изучил её содержимое. Задумался на несколько минут, а затем дал добро – приходите на экзамены. Так Данелия стал учиться кинорежиссуре.

Сниматься же Данелия начал ещё раньше, в массовке. Как он сам пишет в своей книге «Чито-Грито» впервые он снялся в кино в 1943 году в фильме «Григорий Саакадзе». Затем были «Незабываемый 1919-й» вышедший в 1951 году и «Мексиканец» вышедший в 1955 году. Уже потом, будучи известным комедийным кинорежиссёром, Георгий Николаевич снимается в своих картинах в крохотных эпизодиках (а иногда не крохотных), которые вставляет в сценарий сам (курсы сценаристов оканчивать ему не пришлось, но сценариев он написал немало). Такое появление режиссёра в фильме называется камео.

Василий Зимин 18.02.2010



   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика