|
||||||||||||||||
Актёры | Борис Андреевич БабочкинБОРИС АНДРЕЕВИЧ БАБОЧКИНБорис Бабочкин родился в Саратове 18 января 1904 года.
Легендарный исполнитель роли легендарного Чапаева в одноименном фильме, признанном одним из лучших произведений отечественного кинематографа, начинал свою актёрскую карьеру почти с рождения, очевидно, решив не терять зря времени на поиск будущей профессии. Родившись в Саратове, там же уже через четыре года после своего рождения юный Борис Бабочкин взялся за освоение актёрского дела. А попал он в актёры благодаря своему отцу, никакого отношения к драматической сцене не имевшему и работавшему на железной дороге, на станции Красный Кут. Путейцы решили устроить большой новогодний праздник с концертом. Артисты в концерте задействовали своих же, из членов своих семей. Семья Бабочкиных вывела на сцену сразу двух исполнителей: четырехлетнего Бориса и его старшего брата Виталия. Концерты успешно проходили на праздниках новогодней ёлки в Саратове, Покровской слободе и на станции Красный Кут. Репертуар был серьезный, артисты Бабочкины выступали с декламацией стихов поэта Некрасова: Борис читал «Дядюшку Якова», Виталий – «Генерала Топтыгина». Так и определилась жизнь Бориса Андреевича Бабочкина. Впоследствии он вспоминал про тот свой самый первый выход на актёрские подмостки: «чувство этого счастья, когда твоему искусству, твоей теме… подчиняются люди чужие, посторонние, взрослые и маленькие… – мое высшее счастье». Однако на пути на сцену встала Революция. Она произошла, когда Борису Бабочкину было 13 лет. А в 15 он комсомолец, служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта, той самой армии, в состав которой входила 25-я Чапаевская дивизия. И, конечно, в ту пору меньше всего думал о том, что именно ему через много лет выпадет создать образ Чапаева на киноэкране. Сцены звала, сцена манила. Как-то шестнадцатилетний Борис Бабочкин вместе с другом проходил мимо бывшей саратовской гимназии Добровольского. Увидели объявление о наборе в драматическую студию, проходившем в помещении бывшей гимназии. Судьба Бориса была решена тотчас же. Он одолжил у товарища пиджак – своего-то не было – и ринулся сдавать экзамены. Перед приемной комиссией он читал «Фею» Максима Горького. Ответ приемной комиссии оказался единогласным. Бабочкина не просто приняли в драматическую студию, он был направлен сразу на старший курс, в так называемый сценический класс, руководимый Александром Игнатьевичем Каниным. Канин в 1920 году создал труппу из талантливой молодёжи. Обучая молодые дарования они ставили спектакли на сцене Саратовского театра драмы, где работал Канин. А Канин, скоро разглядев бесспорный театральный талант своего ученика, посоветовал ему отправляться в Москву, где в то время создавалось «настоящее искусство». Москва действительно кишела новыми театральными студиями, воплощавшими самые различные театральные новшества и идеи. Канин дал своему ученику рекомендательное письмо к В.И. Немировичу-Данченко – одному из основоположников нового революционного театрального течения, одному из легендарных создателей Московского Художественного театра. Они оба были уверены, что это письмо откроет все двери начинающему таланту.
Но в Москве 1920 года царствовала послевоенная и послереволюционная разруха. Попасть к Немировичу-Данченко не удалось. Но молодой человек не растерялся. Он поступил в Москве сразу в две театральные школы – к Михаилу Чехову и в студию «Молодые мастера» к Иллариону Николаевичу Певцову. Учиться одновременно сразу в двух студиях невозможно, и он в конце концов выбирает себе в учителя Певцова. Выбор будущего был сделан. Уже навсегда, уже неостановимо. А письмо, написанное Каниным, Борис Андреевич показал Немировичу-Данченко только в 1940 году, когда уже был народным артистом республики. Он работал во многих театрах многих городов: Иваново-Вознесенска, Могилева, Костромы, Воронежа, Самарканда, Ленинграда, Москвы, но и в столице сменил несколько сцен. Он был художественным руководителем Большого драматического театра имени Горького в Ленинграде, работал в московском театре имени Вахтангова, в Малом театре, возглавлял московский драматический театр имени А.С. Пушкина. Много работал в кинематографе. А героического Чапаева многие поколения кинозрителей так и ассоциируют с образом Бориса Бабочкина. В списке его ролей: и Чацкий, и царевич Алексей из пьесы «Пётр I» А.Н. Толстого, и Самозванец, и гоголевский Хлестаков, и чеховский Иванов, и даже небезызвестный вождь всего пролетариата В.И. Ленин – в пьесе «Незабываемый 1919-й» В.В. Вишневского. Не всё в жизни актёра обстояло ярко и празднично, как кажется издали зрителям, приходившим в кинозалы любоваться своим кумиром. Не всё в актёрской жизни гладко и безболезненно, уж очень зависима эта профессия… Борис Бабочкин ставил спектакли, работал как режиссёр. Его постановки шли на сцене БДТ, театра им. Евг. Вахтангова, в народном театре Софии (Болгария), Малом театре. Режиссёрским работам Бабочкина были свойственны полемичность и новаторство в прочтении классики. Актёрский диапазон Бабочкина простирался от образов интеллектуалов и мыслителей, до народных, почти фольклорных персонажей. Психологическая глубина, острота решений сочетались с ясностью идеи, темпераментом. Борис Андреевич Бабочкин умер за рулем машины летним жарким днём, 17 июля 1975 года недалеко от Малого театра, едва успев затормозить при начавшемся сердечном приступе. С 1944 года Борис Бабочкин преподавал во ВГИКе, в 1966 году стал профессором. Дважды он был удостоен Сталинской премии, в 1941 и 1951 году, в 1963 году ему было присвоено звание народного артиста СССР. В 1977 году, уже посмертно, он ещё раз стал лауреатом Государственной премии. А вся его жизнь определилась именно в далекие детские годы и именно там – в Саратове. К сожалению не так много фильмов и спектаклей с его участием доступны сейчас для приобретения. Но среди аудиоспектаклей на ozon.ru есть спектакль, который поставил Борис Бабочкин и сыграл в нём одну из ролей. Это аудиозапись спектакля Малого театра «Правда хорошо, а счастье – лучше» по Александру Островскому. | ||||||