Актёры

 

 

 

 

 

Актёры ушедшие от нас
Наши современники
Актёры Саратовских театров
Студенты театрального факультета
Алисова Нина Ульяновна
Андреев Борис Фёдорович
Бабочкин Борис Андреевич
Глаголин Борис Сергеевич
Дворжецкий Вацлав Янович
Доронин Виталий Дмитриевич
Згуриди Александр Михайлович
Карганов Павел Александрович
Каюков Степан Яковлевич
Киселёв Юрий Петрович
Колобаев Александр Аркадьевич
Лебедев Евгений Алексеевич
Лентовский Михаил Валентинович
Микоша Владислав Владиславович
Муратов Степан Михайлович
Надежда Владимировна Надеждина
Росс Елена Александровна
Ростовцев Иван Алексеевич
Слонов Иван Артемьевич
Сальников Георгий Иванович
Соболева Валентина Константиновна
Стрепетова Полина Антипьевна
Стрижова Анна Николаевна
Тихомиров Роман Иринархович
Федосеев Владимир Захарович
Филиппов Сергей Николаевич
Хованский Александр Панкратьевич
Щёголев Александр Иванович
Янковский Олег Иванович
Яроцкая Мария Каспаровна
Интервью с Эльвирой Данилиной
Рейтинг@Mail.ru
Фильмы с участием Бориса Бабочкина
можно купить на Ozon.ru

1934 — Чапаев (Чапаев)
1947 — Повесть о неистовом (Никитин)
1954 — Тревожная молодость (Загоруйченко)
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли (Сэм Боулдер)

На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Актёры | Борис Андреевич Бабочкин

БОРИС АНДРЕЕВИЧ БАБОЧКИН

Борис Бабочкин родился в Саратове 18 января 1904 года.

Борис Андреевич Бабочкин
Борис Андреевич Бабочкин

Легендарный исполнитель роли легендарного Чапаева в одноименном фильме, признанном одним из лучших произведений отечественного кинематографа, начинал свою актёрскую карьеру почти с рождения, очевидно, решив не терять зря времени на поиск будущей профессии. Родившись в Саратове, там же уже через четыре года после своего рождения юный Борис Бабочкин взялся за освоение актёрского дела.

А попал он в актёры благодаря своему отцу, никакого отношения к драматической сцене не имевшему и работавшему на железной дороге, на станции Красный Кут. Путейцы решили устроить большой новогодний праздник с концертом. Артисты в концерте задействовали своих же, из членов своих семей. Семья Бабочкиных вывела на сцену сразу двух исполнителей: четырехлетнего Бориса и его старшего брата Виталия. Концерты успешно проходили на праздниках новогодней ёлки в Саратове, Покровской слободе и на станции Красный Кут. Репертуар был серьезный, артисты Бабочкины выступали с декламацией стихов поэта Некрасова: Борис читал «Дядюшку Якова», Виталий – «Генерала Топтыгина».

Так и определилась жизнь Бориса Андреевича Бабочкина. Впоследствии он вспоминал про тот свой самый первый выход на актёрские подмостки: «чувство этого счастья, когда твоему искусству, твоей теме… подчиняются люди чужие, посторонние, взрослые и маленькие… – мое высшее счастье».

Однако на пути на сцену встала Революция. Она произошла, когда Борису Бабочкину было 13 лет. А в 15 он комсомолец, служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта, той самой армии, в состав которой входила 25-я Чапаевская дивизия. И, конечно, в ту пору меньше всего думал о том, что именно ему через много лет выпадет создать образ Чапаева на киноэкране.

Сцены звала, сцена манила. Как-то шестнадцатилетний Борис Бабочкин вместе с другом проходил мимо бывшей саратовской гимназии Добровольского. Увидели объявление о наборе в драматическую студию, проходившем в помещении бывшей гимназии. Судьба Бориса была решена тотчас же. Он одолжил у товарища пиджак – своего-то не было – и ринулся сдавать экзамены. Перед приемной комиссией он читал «Фею» Максима Горького. Ответ приемной комиссии оказался единогласным. Бабочкина не просто приняли в драматическую студию, он был направлен сразу на старший курс, в так называемый сценический класс, руководимый Александром Игнатьевичем Каниным. Канин в 1920 году создал труппу из талантливой молодёжи. Обучая молодые дарования они ставили спектакли на сцене Саратовского театра драмы, где работал Канин. А Канин, скоро разглядев бесспорный театральный талант своего ученика, посоветовал ему отправляться в Москву, где в то время создавалось «настоящее искусство». Москва действительно кишела новыми театральными студиями, воплощавшими самые различные театральные новшества и идеи. Канин дал своему ученику рекомендательное письмо к В.И. Немировичу-Данченко – одному из основоположников нового революционного театрального течения, одному из легендарных создателей Московского Художественного театра. Они оба были уверены, что это письмо откроет все двери начинающему таланту.

Бабочкин в роли Чапаева
Бабочкин в роли Чапаева

Но в Москве 1920 года царствовала послевоенная и послереволюционная разруха. Попасть к Немировичу-Данченко не удалось. Но молодой человек не растерялся. Он поступил в Москве сразу в две театральные школы – к Михаилу Чехову и в студию «Молодые мастера» к Иллариону Николаевичу Певцову. Учиться одновременно сразу в двух студиях невозможно, и он в конце концов выбирает себе в учителя Певцова. Выбор будущего был сделан. Уже навсегда, уже неостановимо.

А письмо, написанное Каниным, Борис Андреевич показал Немировичу-Данченко только в 1940 году, когда уже был народным артистом республики.

Он работал во многих театрах многих городов: Иваново-Вознесенска, Могилева, Костромы, Воронежа, Самарканда, Ленинграда, Москвы, но и в столице сменил несколько сцен. Он был художественным руководителем Большого драматического театра имени Горького в Ленинграде, работал в московском театре имени Вахтангова, в Малом театре, возглавлял московский драматический театр имени А.С. Пушкина. Много работал в кинематографе. А героического Чапаева многие поколения кинозрителей так и ассоциируют с образом Бориса Бабочкина. В списке его ролей: и Чацкий, и царевич Алексей из пьесы «Пётр I» А.Н. Толстого, и Самозванец, и гоголевский Хлестаков, и чеховский Иванов, и даже небезызвестный вождь всего пролетариата В.И. Ленин – в пьесе «Незабываемый 1919-й» В.В. Вишневского. Не всё в жизни актёра обстояло ярко и празднично, как кажется издали зрителям, приходившим в кинозалы любоваться своим кумиром. Не всё в актёрской жизни гладко и безболезненно, уж очень зависима эта профессия…

Борис Бабочкин ставил спектакли, работал как режиссёр. Его постановки шли на сцене БДТ, театра им. Евг. Вахтангова, в народном театре Софии (Болгария), Малом театре. Режиссёрским работам Бабочкина были свойственны полемичность и новаторство в прочтении классики. Актёрский диапазон Бабочкина простирался от образов интеллектуалов и мыслителей, до народных, почти фольклорных персонажей. Психологическая глубина, острота решений сочетались с ясностью идеи, темпераментом.

Борис Андреевич Бабочкин умер за рулем машины летним жарким днём, 17 июля 1975 года недалеко от Малого театра, едва успев затормозить при начавшемся сердечном приступе.

С 1944 года Борис Бабочкин преподавал во ВГИКе, в 1966 году стал профессором. Дважды он был удостоен Сталинской премии, в 1941 и 1951 году, в 1963 году ему было присвоено звание народного артиста СССР. В 1977 году, уже посмертно, он ещё раз стал лауреатом Государственной премии.

А вся его жизнь определилась именно в далекие детские годы и именно там – в Саратове.

К сожалению не так много фильмов и спектаклей с его участием доступны сейчас для приобретения. Но среди аудиоспектаклей на ozon.ru есть спектакль, который поставил Борис Бабочкин и сыграл в нём одну из ролей. Это аудиозапись спектакля Малого театра «Правда хорошо, а счастье – лучше» по Александру Островскому.



   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика