Актёры

 

 

 

 

Актёры ушедшие от нас
Наши современники
Актёры Саратовских театров
Студенты театрального факультета
Григорий Алексеев
Григорий Аредаков
Игорь Баголей
Владимир Верин
Эльвира Данилина
Екатерина Ледяева
Юрий Ошеров
Татьяна Родионова
Валентина Федотова
Зоя Юдина
Интервью с Эльвирой Данилиной
Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Актёры | Александр Александрович Каспаров | Интервью

ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ КАСПАРОВЫМ

Школа

С чего все началось? Когда впервые посетили мысли о театре? Был ли ты как-то ранее связан с театром?

Александр Каспаров в роли Гамлета
Александр Каспаров в роли Гамлета
Фото В. Зимина ©

Началось всё с того, что в 5 классе я поступил в музыкальную школу по классу аккордеона. В то время также активно занимался настольным теннисом (кстати, в гримерке у нашего героя стоит теннисный стол, и в промежутках между репетициями там собирается тесная компания игроков – Прим. КС). И можно сказать, что тогда мои мечты были о спортивной карьере.

В 9-ом классе мой классный руководитель попросила сыграть на аккордеоне в школьном концерте, посвященному Дню Учителя. Своим выступлением я сорвал бурю оваций и мне это понравилось. После чего ко мне подошел один из учителей школы и предложил попробовать себя в пении, и я не отказался. Он прослушал меня и позже мы подготовили номер, с которым в конце учебного года я выступил на отчетном концерте своей 32-й школы в ДК «Дружба» в Энгельсе.

После этого концерта учителя музыкальной школы увидели, что на сцене я чувствую себя достаточно свободно и предложили выполнить мне очень ответственную миссию – на капустнике, посвященном выпуску, вынести на сцену каравай и вручить его директору. Потом вместо заболевшего артиста мне предложили ещё станцевать и спеть. В итоге я был занят во всех номерах капустника, а в завершении провел ещё и дискотеку.

После всех этих сценических моментов меня пригласил к себе директор музыкальной школы Юрий Николаевич Трофимов и спросил о моих дальнейших планах после школы. Тогда я ещё несерьезно относился к выбору вуза и ответил, что хочу поступать в юридический. На что он предложил мне поступать на театральный факультет консерватории. Но поскольку поступать мне нужно было только через два года, я не особенно обратил внимание на его предложение.

Окончив музыкальную школу по классу аккордеона, в 10-м классе поступил на класс гитары. Кроме того, играл в КВН в команде «Вирус 100%», был её капитаном. Вёл дискотеки, участвовал в различных как школьных, так и городских мероприятиях. Была своя шоу-группа «Партия».

И вот, когда пришло время выбирать себе дальнейший путь, я вспомнил про театральный факультет. На тот момент моей мечтой уже была карьера в шоу-бизнесе, но родители настаивали на высшем образовании…, и я подумал: «А что, консерватория это – высшее образование, да и обучение на артиста поможет в дальнейших моих планах».

Александр Каспаров
Александр Каспаров
Фото А. Леонтьева ©

Театральный факультет

Что было на вступительных экзаменах? Боялся ли их?

Боязни особой не было. Подготовил басню «Мартышка и очки», стихотворение Лермонтова «Зови надежду сновиденьем» и прозаический отрывок из «Письма» Шукшина. Мне показалось, этого будет достаточно. Всё что знал, я рассказал сразу на первом отборочном туре. Меня спросили, что я ещё умею, и я спел под гитару песню из репертуара группы «Чиж» и сыграл на аккордеоне «Танец маленьких лебедей». Аккордеон я вез с собой из Энгельса, а гитару взял у других абитуриентов. С танцами и песней проблем не было, так как были уже целые подготовленные номера. Больше всего меня пугал коллоквиум, но в итоге я набрал больше всех баллов среди мальчиков.

Помнишь свой первый курс? Тебе сразу понравилось то, чем ты стал заниматься или ожидал что-то другое? Как проходила учеба?

В самом начале первого курса был удивлен происходящему, я ведь готовился к шоу-бизнесу, а тут – лосины, ПФД (память физических действий – КС), отрывки, упражнение «машинка»… Была даже депрессия, и хотелось бросить учебу. В то время мне было не понятно, зачем надо пить из воображаемого бокала воображаемую воду.

Но уже зимой после первого семестра меня заняли в спектакле театра драмы «Господин де Мопассан» – участвовал в танцевальных номерах. Было очень интересно: серьёзные зрители, взрослые артисты, народные, заслуженные. Позже меня включили в состав спектакля «Любовь и танец». Так что к окончанию первого курса я был занят в двух спектаклях театра драмы.

Также на первом курсе к нам приезжал режиссёр Петр Тодоровский для отбора артистов в фильм. Я на кастинг не попал, но сама ситуация, что нас отсматривает такой серьёзный человек и на факультет часто приезжают режиссёры для отбора себе в фильмы актёров, меня очень обрадовала. Думал: «А вдруг повезёт?». Так что депрессия спала, и начался второй курс.

Уже на втором курсе меня заняли в сказках «Орех Кракатук» и «Волшебные желания», в спектаклях «Мечтатели», «Завтрак у предводителя», «Долгая счастливая жизнь», «Женитьба Фигаро». К выпуску я был занят уже в 15 спектаклях репертуара.

Поскольку наш курс был экспериментальный – режиссерско-актерский, то мы в отличие от остальных учились пять лет. За время обучения наш курс поставил 6 дипломных спектаклей. Кроме того, на пятом курсе мы ездили по фестивалям и гастролям – Сараево, Варшава, Франция, Курск, Москва.

А какая была первая роль со словами?

Парень в пьесе Шпаликова «Долгая счастливая жизнь», и это, был самый любимый персонаж и любимый спектакль.

А самая тяжелая роль во время учебы?

Роль Грищука в дипломном спектакле «Babel». Спектакль вообще был эмоционально сложный, как для нас актеров, так и для зрителей.

Неожиданные ситуации были?

Полно, например, в спектакле «Дуэль» в сцене «день рождения Кати». Я должен был аккомпанировать Кате на гитаре песню «Белеет парус одинокий…». Но в антракте зрители нечаянно сбили гитару за пианино, и в момент выхода я не смог её найти. Пришлось выйти без инструмента и поддерживать Катю просто морально…

Служба в театре

Во многих спектаклях ты играешь на аккордеоне… а как все началось?

На втором курсе приехал режиссёр Игорь Коняев и ему для будущего спектакля нужен был гармонист. Указали на меня с аккордеоном, и я в «Завтраке у предводителя» пел частушки под аккордеон. Позднее в «Дуэли» и «Babel-е» я уже играл и на гитаре и на аккордеоне. Когда приняли в театр драмы, продолжил играть на гитаре в спектаклях «Дядя Ваня», «Кукушкины слёзы», «Сиротливый запад» и «Немного о лете». Так и продолжаю.

Последняя твоя премьера – «Гамлет». Как шла работа над ролью?

После того, как мне сообщили о роли Гамлета, я стал смотреть всё что можно, наблюдать, кто и как играет. Покупал диски с записями фильмов и спектаклей. Особенно обрадовался диску со Смоктуновским. Могу сказать, что при работе над ролью очень давил груз ответственности, о которой мне все говорили, и которую я сам осознавал. Огромное спасибо режиссёру – Марине Глуховской. Она мне многое помогла понять, осознать и принять в этой роли.

Кто для тебя Гамлет?

Для меня Гамлет это обычный человек, обычный парень. В нашей истории он – студент-медик и примерно моего возраста. Живет, учится… У него было всё хорошо устроено в жизни, пока он не стал жертвой обстоятельств. Случилось несчастье – погиб отец. Но ведь жизнь всё равно продолжается. И тут появляется призрак отца и привычный для Гамлета мир рушится. Он узнает страшные вещи: отца убили и убийца – родной дядя. Верить ли признаку, верить ли тому, что он сказал? Гамлету надо что-то предпринять. Отомстить, убить? Но страшно. Он не может просто пойти и убить дядю, ведь он, не забывайте, студент-медик, для которого жизнь – это святое, да и призрак – это уже не живой человек…

Безумие Гамлета в пьесе играет особую роль?

Для Гамлета вначале безумие было защитной маской. Сильным шоком для него стала гибель людей от его же собственных рук, в первую очередь, гибель Полония. Из-за него гибнут его друзья. И отчасти из-за него же погибает его возлюбленная.

В самом начале Гамлет пытается спасти своих друзей Розенкранца и Гильденстерна, понимая, что их прислали специально. Он подмигивает им, незаметно для всех пишет им на колесе слово «Уезжайте». Они поняли эти тайные знаки, но ничего изменить не могут, так как уже стали жертвами обстоятельств. Розенкранц и Гильденстерн оказываются в сложной ситуации, лишнее слово с их стороны приведет к гибели обоих. Уже позже, когда Гамлета в сопровождении друзей, отправили в Англию на верную гибель, он для спасения самого себя решается подделать документы и уже своих друзей отправить на гибель.

Также всё понимает Офелия, но понять и принять это разные вещи. Но главный, кто понимает, что безумие Гамлета – это маска – Клавдий. Но пока Гамлет прикрыт маской безумия, он в относительной безопасности.

Пытался чью-нибудь манеру игры использовать в своей работе на ролью Гамлета?

Что касается непосредственно этой роли, то я не раз говорил, что мне понравился Гамлет в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Но ещё мне понравилась актёрская манера игры Владимира Машкова в фильме «Ликвидация». Мне показалось, что его манера исполнения в этом фильме хорошо подходит для игры этой роли в нашей истории. Вот и пытался взять что-то от одного, что-то от другого. Но Марина Глуховская сделала из меня другого, ни на кого не похожего Гамлета.

Какую роль в спектакле играла музыка?

Конечно большую! Во время репетиций мы вспомнили исторический факт, когда на фронтах Второй Мировой войны по радио звучала песня «Лили Марлен» в исполнении Марлен Дитрих, то переставали стрелять с двух сторон фронта. И у нас она звучит в моменты перемирия и спокойствия. Как только ситуация накаляется, меняется и музыка, и накалу страстей не даёт остыть «Раммштайн» со своей мощной энергетикой.

В театральные приметы веришь?

Ну, когда падает роль, то я на нее обязательно сажусь. А так не совсем…

Над чем работаешь сейчас?

Сейчас занят в репетициях пьесы «Лучшие дни нашей жизни» Уильяма Сарояна. Мой герой Дадли – влюбленный молодой человек. Приходите, спектакль получается интересный.

Василий Зимин, Станислав Авдеев. Июнь 2008



   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика