Актёры

 

 

 

 

Актёры ушедшие от нас
Наши современники
Актёры Саратовских театров
Студенты театрального факультета
Брегвадзе, Борис Яковлевич
Вартаньян, Анна Михайловна
Калисанов, Владимир Виленович
Краснов, Владимир Александрович
Каюров, Юрий Иванович
Миронов, Евгений Витальевич
Михайлов, Александр Яковлевич
Пускепалис, Сергей Витауто
Степанова, Ирина Владимировна
Табаков, Олег Павлович
Толмачёва, Лилия Михайловна
Шутова, Ливия Васильевна
Интервью с Эльвирой Данилиной
Рейтинг@Mail.ru
Фильмы с участием Юрия Каюрова
можно купить на Ozon.ru

1971 – Долгие проводы
1975 – Пропавшая экспедиция и Золотая речка

Статьи о Юрии Каюрове

Монолог о театральной молодости
Куда уходят дни?

На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Актёры | Юрий Иванович Каюров

ЮРИЙ ИВАНОВИЧ КАЮРОВ

Юрий Иванович Каюров родился в городе Череповце 30 сентября 1927 года. Отец – Каюров Иван Дмитриевич (1896-1941), мать – Каюрова Ольга Алексеевна (1900-1977).

Иван Дмитриевич Каюров, в страшном 1937 году был репрессирован и до 1939 года сидел в бывшем Тихвинском монастыре, приспособленном под тюрьму. Ольга Алексеевна, оставшаяся с двумя детьми на руках, работала воспитательницей в детском саду. В 1939 году отца Юрия, чудом избежавшего расстрела, отпустили. В первые дни Великой Отечественной войны, отправив семью на родину, в деревню под Белозерском, Иван Дмитриевич Каюров ушел в народное ополчение и в декабре 1941 года погиб, защищая Тихвин.

Юрий Иванович Каюров
Юрий Иванович Каюров

Став старшим мужчиной в семье, Юрий Каюров, не доучившись до конца 7-го класса, поступил в ремесленное училище и вместе с ним потом уехал из Белозерска в Вологду. Окончив в 1944 году училище токарем 5-го разряда, получил направление на ленинградский завод «Вулкан». Обтачивал корпуса мин и снарядов, работал для фронта, для Победы. С 1944 по 1949 год служил в Советской армии сначала курсантом в Куйбышевском подготовительном военно-морском авиационном училище, затем в Ленинграде, на крейсере «Аврора».

Еще во время службы в Советской Армии Юрий Каюров, в один из дней увольнения от флотской службы, попал в ДК имени Кирова. Увидел там объявление о наборе в театральную студию и просто так, без каких-либо далеко идущих планов, записался. Занятия, которые вели известный артист Василий Васильевич Меркурьев и режиссёр Ирина Всеволодовна Мейерхольд, дочь выдающегося режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда, неожиданно увлекли, захватили молодого человека. Постепенно он стал задумываться о профессии актёра.

В 1949 году он демобилизовался и сразу же понес заявление в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, где был принят сразу на второй курс (сказалась школа, пройденная в театральной студии). Так он попал в класс профессора Е.И. Тиме, ведущей актрисы театра имени А.С. Пушкина, и профессора И.Е. Серебрякова. Только что из армии, ещё не слишком образованный, он оказался в совершенно новой обстановке, попал в иной, удивительный и прекрасный мир. В институте Каюров попал под опеку настоящих интеллигентов, к педагогам, чей высокий образовательный уровень, широчайшая эрудиция и профессиональное мастерство буквально ошеломили его.

Каюров ходил на занятия в военной форме: в сапогах, галифе и гимнастерке. Это была его единственная одежда. Как-то раз в институте шофер, который возил профессора Н.Н. Качалова передал ему сверток. Развернув его, Юрий увидел отличный костюм и ботинки. Одежда от профессора Качалова стала первым концертным костюмом Юрия Каюрова.

Дипломной работой студента Каюрова стали роль старого цыгана, отца Маши в «Живом трупе» Л.Н. Толстого, роль в пьесе А.Е. Корнейчука «Платон Кречет», а также Пятеркин в «Вассе Железновой» М. Горького, который впоследствии стал одной из любимых ролей в репертуаре актёра Юрия Каюрова. После выпускных экзаменов, в 1952 году, его пригласили на работу в Саратовский академический драматический театр.

Юрий Иванович Каюров
Юрий Иванович Каюров

Дебют Каюрова на Саратовской сцене состоялся в спектакле о Радищеве, который назывался «Сын Отечества». Начинающему актёру дали эпизодическую роль караульного, который сторожил Радищева, этапируемого властями куда-то в Сибирь.

За 15 лет работы в Саратове Каюров сыграл огромное количество сценических ролей, преимущественно в пьесах современных авторов, но также и в классических произведениях. Среди них Ведерников и Марат в пьесах А.Н. Арбузова «Годы странствий» и «Мой бедный Марат», Алексей в «Оптимистической трагедии» В.В. Вишневского, Часовников в «Океане» А.П. Штейна, Незнамов и Карандышев в пьесах А.Н. Островского «Без вины виноватые» и «Бесприданница», Михаил Зыков в «Зыковых» М. Горького и многие другие.

В Саратовском театре существовала прекрасная, можно сказать, уникальная труппа. Работали Вацлав Янович Дворжецкий, Аркадий Высоцкий, Карганов, Муратов, Сальников, Шутова… Замечательные артисты, настоящие профессионалы. Возглавлял труппу режиссёр Николай Автономович Бондарев, который был и остается одним из самых любимых театральных режиссёров Юрия Каюрова за всю его профессиональную жизнь.

В 1961 году Каюрову, тогда актёру из провинциального театра, предложили сняться в кино в роли молодого В.И. Ульянова-Ленина в фильме «В начале века». После удачного кинодебюта последовало приглашение на ту же роль в телевизионный фильм «Сквозь ледяную мглу» (1965 год). Впоследствии Каюров будет еще неоднократно обращаться в театре и кино к образу вождя на разных этапах его политической биографии. В кино он воплотил этот образ в фильмах: «Шестое июля» и «Исход» (оба 1968 год), «Кремлёвские куранты» и «Почтовый роман» (оба 1970 год), «Ленин в Париже» (1981 год, Государственная премия СССР в 1983 году) и других. Среди лучших ролей Ю.И. Каюрова в кино также: Волжин в фильмах «Пропавшая экспедиция» (1975 год) и «Золотая речка» (1977 год), Лагун в картине «Пламя» (1975 год, Серебряная медаль им. Довженко), Крыленко в фильме «Белый снег России» (1980 год) и другие. Снимался он также в картинах «Вдовы», «Моя Анфиса», телевизионных лентах «Инженер Прончатов», «И это всё о нём…», «Главный конструктор», «Взятка», «Петербургские тайны», «Романовы – Венценосная семья».

Людмила Гришина и Юрий Каюров. 1966 год. Спектакль «Заглянуть в колодец»
Людмила Гришина и Юрий Каюров
1966 год
Спектакль «Заглянуть в колодец»

В 1967 году Юрий Каюров ещё работал в Саратове, и в отпуске приехал в Москву. В это время в Малом театре гастролировал ленинградский театр имени А.С. Пушкина. Желая увидеть новые постановки театра, на спектаклях которого он воспитывался в годы учебы в Ленинграде, Каюров обратился к администратору Малого театра за пропуском. И вдруг услышал от него нечто совершенно неожиданное: «Ну где вы пропадаете, мы же вас разыскиваем!» Оказалось, в Малом театре заметили работу актёра в роли Ленина в фильме «Сквозь ледяную мглу» и решили пригласить сыграть эту роль в спектакле «Джон Рид», автором и постановщиком которого был Е.Р. Симонов, в ту пору главный режиссёр Малого театра. Так, в 1967 году Юрий Каюров вступил в труппу Малого театра.

За время работы на Саратовской сцене Юрий Каюров приобрел интересный и полезный опыт. Кроме того, идеи петербургской театральной школы, которые нес с собой актёр, внесли в художественную жизнь Малого театра разнообразие и свежее дыхание.

В Малом театре Каюров создал большую галерею великолепных, колоритных сценических образов в произведениях русской классики, а также в пьесах современных отечественных и зарубежных авторов, поставленных лучшими режиссёрами, в разные годы работавшими в Малом театре: Б.А. Бабочкиным, Б.И. Равенских, Л.В. Варпаховским, Л.Е. Хейфецем, Б.А. Львовым-Анохиным, Б.А. Морозовым.

Юрий Иванович создал немало замечательных классических образов в произведениях Островского, Горького, Чехова, Толстого. Первой классической ролью артиста, сыгранной им на сцене старейшего театра сразу после дебюта, был Васильков в комедии «Бешеные деньги», поставленной в 1969 году замечательным режиссёром, тонким интерпретатором классических произведений Л.В. Варпаховским. Созданный Каюровым образ стал художественным открытием, новой страницей в истории сценического воплощения одного из самых неоднозначных, сложных характеров Островского. Вслед за Васильковым Каюров сыграл в пьесах Островского Кулигина («Гроза», 1974 г.) и Лупачева («Красавец-мужчина», 1979 г.).

Мастерство перевоплощения, блистательное владение искусством психологического анализа и социального обобщения, умение создавать убедительные сценические портреты в конкретных жизненных и исторических обстоятельствах помогли Юрию Каюрову и в работе над произведениями М. Горького.

Юрий Каюров
Юрий Каюров

На сцене Малого театра артист воплотил четыре интересных, самобытных горьковских характера. В спектаклях, поставленных Б.А. Бабочкиным, он сыграл обаятельного, умного, проницательного Рябинина («Достигаев и другие», 1971 г.) и загадочного, окутанного тайной, держащего зрителей в постоянном напряжении Строгова («Фальшивая монета», 1972 г.). В «Фоме Гордееве», поставленном Б.А. Львовым-Анохиным (1981 г.) и в «Зыковых» – спектакле режиссёра Л.Е. Хейфеца – создал великолепные по силе художественного воздействия монументальные образы «хозяев жизни», предпринимателей-капиталистов Якова Маякина и Антипы Зыкова.

Яркие, сильные, запоминающиеся образы создал Каюров и в произведениях А.П. Чехова и Л.Н. Толстого. Сыгранные им роли чеховского профессора Серебрякова в спектакле «Леший» (1988 г.), а затем в «Дяде Ване» (1996 г.), а также толстовский Старик из романа «Воскресение» (1998 г.) отмечены точным воспроизведением литературно-художественных, стилистических особенностей авторов и глубоким пониманием философии этих классических образов. Искусный мастер перевоплощения, ярко раскрывающийся в классических ролях, Каюров не менее убедительно и достоверно выступает в современных произведениях.

Каюров, актёр активной социальной темы, четко выраженной гражданской позиции, нередко склонный к публицистически острому обнажению мысли, создал немало интересных работ на сцене Саратовского драматического театра, в кино и на телевизионном экране. Социальную тему в своем искусстве артист с успехом развивал на сцене Малого театра, воплотив в его постановках ряд замечательных образов наших современников, таких как капитан Сафонов («Русские люди» К.М. Симонова), Пальчиков («Вечерний свет» А.Н. Арбузова), художник Васильев в спектакле «Выбор» Ю.В. Бондарева и других.

Глубокие, ёмкие по содержанию и силе художественного воздействия, интересные своим необычным внешним рисунком, колоритные, артистично вылепленные образы создал Каюров и в произведениях иностранных авторов. Полоний («Убийство Гонзаго» Н. Иорданова, 1991 г.), Херман Израэль («Король Густав Васа», 1999 г.) – впечатляющие, яркие, убедительные работы мастера.

Юрий Иванович Каюров
Юрий Иванович Каюров

Юрий Каюров имеет награды за творческую работу. Лауреат Государственной премии СССР (1978 год – за участие в цикле тв-фильмов «Наша биография»; 1983 год – за участие в фильме «Ленин в Париже»). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1984 год – за театральную работу). В 1979 году Юрию Каюрову было присвоено звание народного артиста РСФСР. Кавалер орденов Дружбы Народов (1974 г.), Октябрьской Революции (1987 г.), Трудового Красного Знамени (1971 г.), ордена Почета (1998 г.).

В марте 2010 года Юрий Иванович сыграл в Малом театре очередную свою премьеру. Спектакль «Сон героини» ставил по своей пьесе Александр Галин. Каюров исполнил роль актёра Шубина, играющего роль Ленина в театре. Т.е. получается свою роль, ведь Каюров один из самых ярких исполнителей роли Ленина.

Супруга Юрия Каюрова – Валентина Леонидовна Каюрова (1928 года рождения), по профессии врач-стоматолог, работала в медицинской части Малого театра.

Сын Юрия Каюрова – Леонид Юрьевич родившийся в 1956 году пошёл сначала по стопам отца: окончил актёрский факультет ВГИКа; учился в классе Б.А. Бабочкина, а после его смерти в классе А.В. Баталова. Снялся в главных ролях в фильмах «Несовершеннолетие», «Последний шанс», «Моя Анфиса». В телеспектакле «Ромео и Джульетта», поставленном А.В. Эфросом, неординарно сыграл Тибальда. Отслужив в армии, работал в театре имени Ленинского комсомола, затем во МХАТе. В спектакле «Путь» А. Ремеза создал образ молодого Владимира Ульянова. Однако потом он изменил свой жизненный путь, резко оборвал так ярко и интересно начавшуюся артистическую карьеру, избрав для себя служение Богу: окончил Духовную Академию в Сергиевом Посаде, стал дьяконом.

Василий Зимин 10.09.2006, обновлено 6.6.2010

При подготовке статьи использованы материалы сайта biograph.comstar.ru и сайта Культура-Портал



   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика