Актёры

 

 

 

 

 

Актёры ушедшие от нас
Наши современники
Актёры Саратовских театров
Студенты театрального факультета
Алисова Нина Ульяновна
Андреев Борис Фёдорович
Бабочкин Борис Андреевич
Глаголин Борис Сергеевич
Дворжецкий Вацлав Янович
Доронин Виталий Дмитриевич
Згуриди Александр Михайлович
Карганов Павел Александрович
Каюков Степан Яковлевич
Киселёв Юрий Петрович
Колобаев Александр Аркадьевич
Лебедев Евгений Алексеевич
Лентовский Михаил Валентинович
Микоша Владислав Владиславович
Муратов Степан Михайлович
Надежда Владимировна Надеждина
Росс Елена Александровна
Ростовцев Иван Алексеевич
Слонов Иван Артемьевич
Сальников Георгий Иванович
Соболева Валентина Константиновна
Стрепетова Полина Антипьевна
Стрижова Анна Николаевна
Тихомиров Роман Иринархович
Федосеев Владимир Захарович
Филиппов Сергей Николаевич
Хованский Александр Панкратьевич
Щёголев Александр Иванович
Янковский Олег Иванович
Яроцкая Мария Каспаровна
Интервью с Эльвирой Данилиной
Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Актёры | Михаил Валентинович Лентовский

МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ ЛЕНТОВСКИЙ

Михаил Валентинович Лентовский – известный русский драматический актёр, артист оперетты, куплетист, режиссёр и антрепренёр.

Михаил Валентинович Лентовский
Михаил Валентинович Лентовский

Имя Михаила Лентовского связано с Саратовом, ведь он родился здесь, в Саратове, в семье небогатого музыканта, бывшего крепостного скрипача, ставшего фельдшером. Причём точная дата его рождения неизвестна, известен лишь год – 1843. Учился он в городской гимназии, но бросил её, увлекшись театром после гастролей в Саратове в 1863 году выдающихся русских артистов Н.Х. Рыбакова и М.С. Щепкина.

Именно тогда он познакомился с Михаилом Семёновичем Щепкиным и при его содействии переехал в Москву, поступил в Московское театральное училище, а затем, уже после смерти Щепкина, в 1865 году – в труппу Малого театра.

Однако на этом страницы биографии Лентовского, связанные с Саратовом, не кончаются. В Малом театре он служил совсем недолго. Осенью 1865 года он отправился в провинцию: работал в театрах Орла, Казани, Харькова, Одессы, вновь возвращался в родной Саратов. Продолжалось это передвижничество в провинциальных труппах вплоть до 1873 года. Лентовский служил в труппе Петра Михайловича Медведева, антрепризе Никалая Николаевича Дюкова. Михаил Валентинович выступал в самых разнообразных ролях, участвовал во множестве оперетт и водевилей. Играл и Гамлета. Дебютировал как театральный режиссёр в Харькове.

15 августа 1873 года Лентовский заключил договор с Дирекцией императорских театров, он должен был участвовать в опереточных представлениях на сцене Малого театра (такой опыт уже имелся – 2 мая 1871 Лентовский исполнял роль Риголяра в оперетте «Все мы жаждем любви» режиссёра С. Черневского). Однако к моменту его прибытия в Москву опереточный репертуар понемногу сходит со сцен, и Михаилу Валентиновичу приходится выступать и в ролях драматических: Флорес («Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, 1876), Грациано («Венецианский купец» Шекспира, 1877), Дон Карлос («Дон Жуан» Мольера, 1877), Валентин («Фауст» Гёте, 1878), Герцог Букингемский («Ричард III» Шекспира, 1878), Клавдио («Много шума из ничего» Шекспира, 1880), Басманов («Борис Годунов» А.С. Пушкина, 1880), Тибальт («Ромео и Джульетта» Шекспира, 1881) и др. Одновременно выступал и на клубных сценах с злободневными сатирическими куплетами.

Однако режиссура спектаклей Малого театра не устраивала молодого артиста, набравшегося опыта и мастерства в провинциальных труппах, и Лентовский сам принялся за постановки, используя для этого в первую очередь собственные бенефисы. В один вечер он поставил «Наташу, купеческую дочь, или Жених-разбойник» Е. Воронова по А.С. Пушкину, комедию А. Плещеева «Нужда пляшет, нужда скачет, нужда песенки поет», оперетту Жака Оффенбаха «Парижская жизнь» и водевиль Билибина «Спириты» (1876). В другой раз – «Цыганский табор» А. Андреева, для участия в котором приглашает в Малый театр опереточную актрису и исполнительницу цыганских романсов В. Зорину, что вызывает бурный успех у публики и негодование рецензентов.

В связи с преобразованием штатов и сокращением актёрского состава Лентовский, с собственного его согласия, был уволен от службы в Малом театре 1 ноября 1882 (звание артиста императорских театров было за ним сохранено). Отныне все его силы были брошены на главное дело жизни – создание театров. В связи с этим Лентовским было отвергнуто даже заманчивое предложение, поступившее в 1882 году – занять должность оперного режиссёра Большого театра от директора императорских театров И. Всеволожского.

Привлечённый в 1876 году к работе Артистического кружка, Лентовский весной 1877 года возглавил его летний театр, находившийся в Семейном саду (Ботаническое отделение Зоологического сада). Здесь он собрал отличную труппу (Ольга Осиповна Садовская, Анна Васильевна Аристова, Серафима Александровна Бельская, Вера Васильевна Зорина, Александр Давыдовыч Давыдов и др.), а также собрал и выпестовал замечательный хор и выпускал одну оперетту за другой (первый спектакль – «Дочь рынка» («Дочь мадам Арго») Ш.Лекока, 5 мая 1877). Представления и народные гуляния проходили и непосредственно в саду; Лентовский стремился подчеркнуть, что его начинания предназначены прежде всего для семейной публики.

Критика отмечала, что роскошь и фееричность постановок Лентовского, широкое применение разнообразных театральных эффектов и машин, посредством которых достигалась невиданная зрелищность и популярность у публики, часто идут в ущерб содержанию пьес.

В дальнейшем становится во главе опереточной труппы театра Солодовникова; следующий летний сезон снова проводит в Семейном саду, но уже в качестве самостоятельного антрепренёра, затем арендует театр Солодовникова (тоже в качестве антрепренёра) и называет его театром «Буфф». В этот театр он привлёк лучших актёров (С.А. Бельская, В.В. Зорина, А.Д. Давыдов), пригласил туда декоратора Левато из парижского театра «Гранд-Опера». На открытии 15 октября 1878 идет «Дочь рынка», рецензенты пишут: «Видно, что распорядители действительно хлопочут об ансамбле, поднятии… уровня исполнения»). Его эстетике близка школа площадного театра, где властвуют общие гуляния, лёгкость и тёплые семейные отношения; его мечта народный театр, идущий от традиций скоморошества, но на высоком современном духовном уровне.

Станиславский писал о Лентовском: «Энергией этого исключительного человека было создано летнее театральное предприятие, невиданное нигде в мире по разнообразию, богатству и широте».

В 1882 году Лентовский открыл в Москве фантастический театр, который позже был переименован в «Антей». Здесь им ставились феерические представления: «Дикарка» (в роли Вари – М. Савина), «Женитьба Белугина» (в роли Елены – М. Савина), «Дама с камелиями» А.Дюма-сына (Маргарита Готье – М. Савина), феерия «Дети капитана Гранта», обозрение «Матушка-Москва». Одновременно Лентовский организовывает летний драматический театр в Нижнем Новгороде (на гастроли приезжают Гликерия Федотова и Мария Ермолова); в том же году арендует в Петербурге сад «Аркадия» для постановки оперетт.

В последующие годы Лентовский выступил организатором народных гуляний, где широко применялись русские хоры, оркестры гармонистов и балалаечников. Опыт постановки этих зрелищ был использован Михаилом Валентиновичем при организации театра народных представлений «Скоморох». Театр этот существовал неполных два сезона в помещении московского цирка Гине. Были поставлены спектакли: «Фрол Скобеев» Д. Аверкиева, «Бедность не порок» А.Н. Островского, «Расточитель» Н. Лескова, «Князь Серебряный"» А.К. Толстого, «Простушка и воспитанная» Д.Т. Ленского, «Доле-горе» Н. Потехина, «Смерть или честь» Н. Полевого, «Двумужница» А. Шаховского.

Несмотря на убытки и долги, Лентовский делает вторую попытку создания народного театра «Скоморох». Открытие его состоялось 23 ноября 1886. За «нравственной поддержкой» он обратился к Льву Толстому. Для театра «Скоморох» Л.Н. Толстой в 1886 году писал пьесу «Власть тьмы», однако пьесу к постановке не разрешила цензура (была поставлена в театре «Скоморох» только 26 октября 1895 г., когда запрет был снят). В 1892 году Лентовский из-за отсутствия средств вынужден был расстаться с «Эрмитажем», Новым театром, «Скоморохом» и прочими затеями.

К 1894 году Лентовский разорился и прекратил антрепренёрскую деятельность. В дальнейшем он работал в ряде театров как режиссёр и администратор. В 1898-1901 годах в оперном театре С.И. Мамонтова он поставил спектакли: «Сказака о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, «Чародейка» П.И. Чайковского. В 1906 году в «Товариществе частной оперы» поставил «Хованщину» М.П. Мусоргского.

Под псевдонимом Можарова Михаил Валентинович написал ряд водевилей и феерий.

Из книги В.П. Россихиной «Оперный театр С. Мамонтова»: «… М.В. Лентовский, популярный организатор пышных театральных увеселений и грандиозных фантастических феерий. Этот талантливый директор оперетт и кафешантанов (в прошлом – один из любимых учеников великого Щепкина) умел отбирать превосходных актёров, с большим вкусом и мастерством исполнявших эстрадную программу и для московского сада «Эрмитаж», и для петербургской «Аркадии». Лентовский не боялся рисковать: зачастую, прогорая, он снова принимался за дело, купцы-толстосумы долго предоставляли ему неограниченный кредит. И всё-таки он разорился».

Рассказывают, что когда Лентовский разорился и задолжал кредиторам, у него была взята подписка о невыезде из Москвы, но он её всё-таки покинул. Когда позднее его хотели наказать за нарушение подписки, то он сказал: «С меня была взята подписка о невыезде, а не о невылете». Оказалось, что Михаил Валентинович улетел из Москвы на воздушном шаре.

Умер Михаил Валентинович Лентовский 11 (24 по новому стилю) декабря 1906 года в Москве.

Из сообщения газеты «Русское слово» за 12 (25) декабря 1906 года:
«Вчера, в девятом часу вечера, скончался М.В. Лентовский.
Печальный исход наступил как-то неожиданно. И близкие, и врачи, пользовавшие М.В. Лентовского, питали надежды на восстановление его здоровья, веря в его могучую натуру. Но надежды не сбылись…
Старые недуги обострились и сломили старика-колосса…
»

В этом же номере газеты напечатан некролог «Памяти М.В. Лентовского», подписанный Марусиной-Пуаре:
«Умер Михаил Валентинович Лентовский…
Кто не знал в Москве эту мощную, богатырскую фигуру в неизменном русском кафтане, эту красивую оригинальную голову, не умевшую клониться ни перед сильными, потому что он был сам сила, ни перед богатством, потому что его богатство были неустанный труд, его бесконечная энергии и его своеобразный гений? Судьба изменилась, – и никто не поддержал его в трудные минуты. Друзья, окружавшие его во время успеха и славы, куда-то исчезли, и он остался один сраженный тяжелым недугом, который и свел его теперь в могилу…
».

«Московские вести» сообщали:
«Вчера хоронили М.В. Лентовского. Церковь Рождества в Столешниках, где было совершено отпевание, была убрана тропическими растениями, Отдать последний долг почившему собралось так много народа, что не только храм, но и церковный двор был переполнен…
Из церкви похоронная процессия направилась к Малому театру; здесь была отслужена лития; затем лития была отслужена у Нового театра и у Солодовниковского. Погребение было совершено на Ваганьковском кладбище, близ артистических могил Соколова-Градова, Родона и других
».



   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика