Актёры

 

 

 

 

 

Актёры ушедшие от нас
Наши современники
Актёры Саратовских театров
Студенты театрального факультета
Алисова Нина Ульяновна
Андреев Борис Фёдорович
Бабочкин Борис Андреевич
Глаголин Борис Сергеевич
Дворжецкий Вацлав Янович
Доронин Виталий Дмитриевич
Згуриди Александр Михайлович
Карганов Павел Александрович
Каюков Степан Яковлевич
Киселёв Юрий Петрович
Колобаев Александр Аркадьевич
Лебедев Евгений Алексеевич
Лентовский Михаил Валентинович
Микоша Владислав Владиславович
Муратов Степан Михайлович
Надежда Владимировна Надеждина
Росс Елена Александровна
Ростовцев Иван Алексеевич
Слонов Иван Артемьевич
Сальников Георгий Иванович
Соболева Валентина Константиновна
Стрепетова Полина Антипьевна
Стрижова Анна Николаевна
Тихомиров Роман Иринархович
Федосеев Владимир Захарович
Филиппов Сергей Николаевич
Хованский Александр Панкратьевич
Щёголев Александр Иванович
Янковский Олег Иванович
Яроцкая Мария Каспаровна
Интервью с Эльвирой Данилиной
Рейтинг@Mail.ru
Фильмы с участием Олега Янковского
можно купить на Ozon.ru

1968 — Щит и меч (Генрих Шварцкопф)
1968 — Служили два товарища (Некрасов)
1974 — Зеркало (отец)
1978 — Мой ласковый и нежный зверь (Камышев)
1978 — Обыкновенное чудо (Хозяин)
1979 — Тот самый Мюнхаузен (Мюнхаузен)
1981 — Собака Баскервилей (Джек Стэплтон)
1982 — Влюблён по собственному желанию
1987 — Ностальгия (Андрей Горчаков)
1987 — Филёр
1987 — Крейцерова соната (Василий Позднышев)
1988 — Убить дракона (Дракон)
1995 — Роковые яйца (профессор Персиков)
1999 — Китайскiй сервизъ (граф Строганов)
2002 — Шут Балакирев (Пётр I)
2003 — Бедный, бедный Павел (граф Пётр Пален)
2009 — Царь (Митрополит Филипп)

На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Актёры | Олег Иванович Янковский

ОЛЕГ ИВАНОВИЧ ЯНКОВСКИЙ

Олег Янковский родился в казахском городе Джезказган 23 февраля 1944 года.

Олег Янковский
Олег Янковский

Янковский – сын бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семёновского полка Ивана (Яна) Павловича. Он был ранен ещё во время Первой Мировой войны, в 1930-е был арестован, в 1936 году освобождён, затем вновь арестован и вновь выпущен. Олег гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, её элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке: дворянские корни были тогда не в чести. Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи: не уцелели ни дворянская грамота, ни отцовский Георгиевский крест. Жили впроголодь (Марина Ивановна выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей и свою мать), ходили в обносках, впятером ютились в четырнадцатиметровой комнатушке, но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей – такую же ссыльную интеллигенцию. Отец Янковского на войну не попал – его не взяли по здоровью. Он работал в тылу – на строительстве в Джезказгане и Ленинабаде. После войны, в 1951 году, переехал с семьёй в Саратов, где в 1953 году скончался.

Старший брат Олега Ростислав в 1957 году перебрался в Минск и через год забрал его к себе. Ростислав выбрал профессию актёра и играл в местном драмтеатре. Марина Ивановна тосковала в разлуке с сыновьями, и, как только появилась возможность, младшего вернули домой, в Саратов. Тут, в Саратове, Олег Иванович окончил школу № 67. Жили они на улице Московской, в квартале между улицами Вольской и Горького. Тогда Олег Иванович часто тайком, без билета посещал Саратовский ТЮЗ. Тогда в ТЮЗе уже работал Юрий Петрович Киселёв…

Кстати Олег Янковский дебютировал на сцене ещё будучи в Минске – нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица». Правда, Олег не сразу осознал всю ответственность – куда больше театра его волновал футбол, он спал и видел себя вратарем или нападающим. Однажды он просто проспал свой выход в спектакле. Рассерженный Ростислав категорически запретил брату на пушечный выстрел подходить к футбольному полю.

Олег Янковский
Олег Янковский

Саратов – город с богатыми культурными корнями, город театралов… В юности мама Олега Ивановича – Марина Ивановна просто бредила балетом, но родители запретили ей и думать о балетной карьере. Зато своим детям она сумела передать тягу к сцене. Школьные годы подходили к концу, пора было решать, что делать дальше. Засобирался он в медицинский институт, чтобы выучиться на стоматолога и со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Олег всегда был маминым сыном, и похож он на неё – такой же спокойный, мягкий. Он с удовольствием помогал по хозяйству: стирал, гладил, готовил, ходил по магазинам. И вот в один из таких походов словно чья-то невидимая рука снова направила Олега на театральную дорогу.

Олег Иванович как-то случайно заглянул в Саратовское театральное училище. Хотя приёмные туры уже были завершены, Олег решил спросить об условиях поступления и решился зайти в кабинет директора. Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября.

Олег вернулся домой ошарашенный. Почему его приняли без экзаменов, он не понял, но решил, что в театральном недобор.

Осенью он просто пришел на занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чём дело. Оказывается старший брат Олега – Николай втайне грезил театром (воистину театральная семья!) Он работал на заводе, но всё же мечта о сцене не давала ему покоя. Вот Николай и пошёл поступать, и даже поступил, прошёл все туры. Через некоторое время выяснилось, что Олега в училище приняли за него, он просто промолчал и предоставил младшему брату право учиться, а сам продолжил работать – нужно кормить семью – маму и бабушку. В училище ещё долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.

Учился Олег Иванович не без проблем. Как вспоминает педагог по сценической речи: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжёлым, рот открывал неправильно». Однако когда Янковский вышел на сцену в дипломном спектакле «Три сестры», все сомнения у мастера курса в профпригодности Олега отпали, это было заметное явление, рождался очень интересный актёр.

Окончил Саратовское театральное училище имени И. А. Слонова в 1965 году (педагог – А. С. Быстряков). С 1965 года – актёр Саратовского театра драмы им. К. Маркса.

Олег Янковский в образе Мышкина
В образе Мышкина

В Саратове Янковский играл во многих спектаклях, хотя был тогда начинающим актёром. Дебютом на сцене Саратовского театра драмы (напомним, что был ещё дебют в Минске) стала роль Ненилло в спектакле «Рождество в доме сеньора Купьелло» Эдуардо де Филиппо. Потом были спектакли «Чти отца своего» Виктора Лаврентьева – Севка Кичигин, «Женский монастырь» Владимира Дыховичного и Мориса Слободского – брошеный муж, «Судебная хроника» Якова Волчека – Борис, «Миллионерша» Бернарда Шоу – Доктор, «Таланты и поклонники» А.Н. Островского – Мелузов, «Мария» Афанасия СалынскогоБокарев, «Тогда в Тегеране» В. Егорова и В. Тур – Светлов, «Человек со стороны» Игнатия Дворецкого – Чешков, «Затейник» Виктора Розова (1966 год, режиссёр Дмитрий Лядов) – Эдуард, «Баловень судьбы» Юрия Мячина (1968 год, режиссёр Яков Рубин) – Дмитрий Николаевич, «Стакан воды» Эжена Скриба (1968 год, режиссёр Яков Рубин) – Мешем, «Идиот» Достоевского (1971 год, режиссёр Яков Рубин) – князь Мышкин.

Характеризовали Янковского в Саратовском театре только с положительной стороны: «Если в первых работах актёра преимущественно использовались природные данные и обаяние актёра, то, начиная с образа Мышкина, в его работах всё явственнее звучат глубокие социальные мотивы создаваемых им образов. Внутренний мир его героев неизменно богат и предельно оправдан всеми изобразительными средствами. О.И. Янковский относится к той категории актёров, которые вживаются в свои образы всем своим «будничным» поведением, а на сцене как бы продолжают их духовную жизнь. Поэтому он в спектаклях правдив и прост» – цитата из характеристики.

В спектакле «Идиот» поставленном Яковом Альтеровичем Рубиным и оформленный художником Татьяной Ильиничной Сельвинской Олег Янковский выступал на одной сцене с известными и не очень актёрами Саратовского театра. На фото (слева направо) Иволгина – Н.А. Смирнова, Варвара – Людмила Гришина, Настасья Филипповна – Римма Белякова, Ганя – Георгий Банников. Парфёна Рогожина играл заслуженный артист РСФСР М.В. Иванов, Епанчина – народный артист РСФСР Яков Янин, Фердыщенко – Владимир Аукштыкальнис. Заняты были в спектакле также и Григорий Аредаков, Вера Феоктистова, Александр Цодиков, Владимир Мишанин.

Олег Янковский
Олег Янковский

В кино Олег Иванович попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Там же начинал съёмки фильма «Щит и меч» Владимир Басов. Он искал юношу арийской внешности на роль Генриха Шварцкопфа. Однажды обедавший в кафе Янковский попал на глаза Басову. Владимир Басов, конечно, не думал что перед ним актёр, но, тем не менее, это был актёр и именно нужного ему типажа. Состоялся разговор, Олег Иванович согласился на съёмки. Театр поехал в Ялту и там Олег Иванович читал сценарий будущей картины.Так Олег Иванович был приглашён в свой первый фильм. После выхода на экраны этой картины весь Саратов устремился в театр драмы – все стремились увидеть новую звезду. Затем были картины «Служили два товарища» Евгения Карелова, «Я, Франциск Скорина» Бориса Степанова где Олег Иванович сыграл главную роль, «Гонщики» Игоря Масленникова и другие фильмы. На съёмках фильма «Гонщики» Олега Янковского запомнил Евгений Павлович Леонов. Тогда Янковский попал в аварию – машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины. Именно Леонов порекомендовал тогда ещё молодому главному режиссёру театра Марку Захарову присмотреться к Янковскому. Захаров посмотрел спектакли с участием Янковского в Ленинграде (в августе 1973 года театр гастролировал на сцене Большого драматического театра) и пригласил его в театр «Ленком» в 1972 году.

Олег Янковский
Олег Янковский

В театре «Ленком» Янковский сразу сыграл главную роль (Горяев) в спектакле «Автоград-XXI» по пьесе Юрия Визбора и Марка Захарова (это был первый спектакль Марка Анатольевича). Захаров использовал его эффектную типажность, способность контактировать со зрительным залом. Затем были годы ожидания, неудовлетворённости. Янковский снимался в кино, но главных ролей в театре какое-то время не было. Однако московский зритель заметил Янковского. Возможности Янковского в достижении характерности, интеллектуальности, эмоционального накала совершенствовались. Потом были роли в спектаклях «В списках не значился» по Борису Васильеву – Адам Свицкий, «Ясновидящий» по Леону Фейхтвангеру – Гансйорг Лаутензак, «Синие кони на красной траве» Михаила Шатрова, «Парень из нашего города» Константина Симонова – Аркадий Бурмин, «Диктатура совести» Михаила Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского – Беринг, «Революционный этюд» Михаила Шатрова – актёр исполняющий роль Ленина, «Карманный театр» Жана Кокто, «Гамлет» Шекспира – Гамлет, «Школа для эмигрантов» Дмитрия Липскерова – Дмитрий Трубецкой, «Чайка» А.П. Чехова – Тригорин, «Варвар и еретик» по роману Достоевского «Игрок» – генерал Загорянский, «Шут Балакирев» Григория Горина – Пётр I, «Tout paye, или Все оплачено» Ива Жамиака – Александр.

В 1991 году Олегу Ивановичу Янковскому было присвоено почётное звание народного артиста СССР, он стал последним артистом получившим это звание.

С 1993 года – Президент Открытого Российского кинофестиваля в Сочи (МКФ «Кинотавр»).

Олег Иванович попробовал себя в качестве кинорежиссёра. В 2000 году на экраны вышел его фильм «Приходи на меня посмотреть», в котором он сыграл одну из главных ролей.

В роли митрополита Филиппа
В роли митрополита Филиппа

В 2008 году на киноэкраны вышел фильм «Стиляги», в нём Олег Иванович сыграл роль отца одного из главных героев – Фрэда (Максим Матвеев).

В ноябре 2009 года намечена премьера фильма Павла Лунгина «Царь» – последней киноработы Олега Ивановича. В этом фильме Олег Иванович сыграл Святителя и Митрополита Московского Филиппа. В роли Ивана Грозного – Пётр Мамонов. 17 мая 2009 этот фильм был показан на Каннском кинофестивале. Ещё одна киноработа Олега Павловича в фильме Сергея Соловьёва «Анна Каренина» – Алексей Каренин. Первый публичный показ фильма состоялся на Международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске в феврале 2009 года. Премьера фильма намечена на 31 мая 2009 года.

Свои соболезнования по случаю смерти Олега Янковского выразил Дмитрий Медведев «Примите мои искренние соболезнования и слова поддержки в связи с постигшим вашу семью горем. Его разделяют все, кто знал Олега Ивановича, кто хоть раз видел его на киноэкране или в легендарных «ленкомовских» постановках».

Карен Шахназаров сказал «Олег Янковский – один из выдающихся мастеров российского искусства. Это целая эпоха в российском кинематографе».

Июрий Соломин, вспоминая о коллеге сказал «Олег Иванович Янковский был одним из тех, кому бог даровал не только талант, но и прекрасные душевные качества».

Олег Басилашвили сказал «Вспоминая его роли, я могу сказать, что кроме чувства восхищения, они вызывали у меня чувство зависти. Так, как он играл во многих фильмах, например, в «Полётах во сне и наяву», я и многие артисты России и Голливуда не умеют и не могут играть. У них просто нет такого таланта».

Премьер-министр России Владимир Путин сказал «Олег Янковский был настоящим мастером, неординарным, щедро одаренным человеком, актером от Бога. Его уход – невосполнимая потеря для легендарного «Ленкома», для отечественной культуры, для всех нас. Олег Иванович до конца оставался верен своему призванию и, несмотря на тяжелый недуг, мужественно служил сцене и зрителю».

Последний раз Олег Иванович вышел на сцену театра «Ленком» в феврале 2009 года, исполнив роль Жевакина в спектакле «Женитьба». 20 мая в возрасте 65 лет Олег Иванович скончался от рака поджелудочной железы. 22 мая состоялось прощание с актёром в театре «Ленком» и отпевание в храме Николая Чудотворца в Хамовниках. Похоронили Олега Ивановича на Новодевичьем кладбище.

Олег Иванович ушёл из жизни, но остался в памяти зрителей, остался навсегда. Мы помним его! Любим. Скорбим.



   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика