![]() |
![]() |
|||
СЕГОДНЯ:
18 ОКТЯБРЯ ЧЕТВЕРГ | ||||
|
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Выставка Алая РозаВЫСТАВКА АЛАЯ РОЗА27 апреля 1904 года в колонном зале Саратовского Дворянского собрания открылась выставка с вызывающе-ярким названием «Алая Роза». Её новизна для саратовского зрителя была в составе участников – ведь их подавляющее большинство оказалось публике совершенно не известно. Необычность заключалась и в странной, непривычной даже для искушенного взгляда того времени живописи. Это была первая попытка консолидации творческих сил художников, составивших направление русского живописного символизма – неотъемлемой части культуры России рубежа веков.
Здание Саратовского Дворянского собрания не сохранилось. Расположено обо было на пересечении улицы Московской и Соборной улиц. Точная дата, когда это трёхэтажное здание появилось на Московской улице не известно, однако в 1806 году оно уже было обозначено на плане города. Здание имело богатую внутреннюю отделку и нарядный фасад. Интересные сведения о жизни саратовского дворянства и о местном Благородном собрании оставил известный краевед А.Н. Минх. Картинки саратовской жизни, им описанные, относятся к 1853 г.: «Каждую зиму саратовское благородное общество веселится в залах дворянского собрания; это большое двухэтажное здание, каменное, с колоннами снаружи, на Московской улице; внизу помещается канцелярия, а верхний этаж назначен для выборов и дворянских собраний; в свободное же время он уступается бесплатно для увеселений – балов, маскарадов и клубов». В Советское время в здании размещался Дом культуры трудовых резервов. Существовало здание до 1968 года, а затем оно было снесено и на его месте ныне расположено здание, занимаемое офисами, а ранее в нём располагалось Главное управление мелиорации. Инициаторами проведения этой выставки были уже скандально знаменитые в Саратове учащиеся Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) Павел Кузнецов и Пётр Уткин. Незадолго до открытия выставки завершилась почти двухлетняя тяжба, затеянная епархиальным управлением по поводу росписей Казанской церкви, выполненных молодыми художниками (кроме Кузнецова и Уткина, над ними работали Кузьма Петров-Водкин и старший брат Павла Кузнецова Михаил). Росписи сочли неканоническими, немолитвенными и по решению суда уничтожили. В саратовских газетах развернулась полемика по этому поводу, впрочем, она была более похожа на травлю. На защиту художников встал их старший товарищ Виктор Борисов-Мусатов, считавший, что это были «вещи страшно талантливые и художественно оригинальные». Русский символизм как движение сформировался в Саратове. В конце 1890-х годов Павел Кузнецов и Пётр Уткин объединили вокруг себя группу единомышленников по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, где учились сами. Кумиром для них был Виктор Борисов-Мусатов. Вскоре объединение получило название «Алая роза». Роза была выбрана как символ чистоты и целостности.
Это потом, спустя много лет, о них напишут статьи и книги. А пока почтенные провинциалы-саратовцы с недоумением и раздражением, изумлением и насмешками дивятся на чудаков, которых называют ругательным словом «декаденты». Павел Кузнецов и Пётр Уткин ещё молоды, им чуть больше двадцати пяти, и так хочется показать землякам, на что они способны! Посетители выставки платили за вход двадцать копеек. На руки им выдавался каталог выставки с обложкой, сделанной по рисунку Сергея Судейкина. В каталоге было обозначено 109 работ. Большая часть этих работ принадлежала Кузнецову (31 картина) и Уткину (34 картины), а остальное – художникам из круга их новых московских знакомых: Анаталию Арапову, Николаю Сапунову, Мартиросу Сарьяну, Сергею Судейкину, Николаю Феофилактову, Ивану Кнабе. Несколько участников явно скрывались за псевдонимами, так брат Павла Кузнецова Михаил именовал себя М. Волгин, кто были Н.Н. Нордосский и С.Д. Симпол неизвестно и по сей день. Из дам присутствовали м-ль Елизавета Потехина и г-жа Елена Александрова. Почётными экспонентами выставки стали Михаил Врубель и Виктор Борисов-Мусатов. И неважно, что представлены они были всего несколькими работами, которые устроители смогли найти в пределах Саратова. Главное, что обозначилась точка отсчета: два удивительных художника, чье творчество не укладывалось в привычные рамки, будоражило воображение, заставляло переноситься из обыденности в совсем другой мир. А в самом начале 1904 года те же Кузнецов и Уткин, вернувшиеся в родной город из Москвы после обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества, приняли участие в «Вечере нового искусства», организованном виолончелистом Михаилом Букиником в залах Саратовского музыкального училища. Специально приехавший Константин Бальмонт читал свои стихи, Гольденвейзер с Букиником исполняли «новую музыку». Критика не преминула заметить: «Курьезная кисть гг. Уткина и Кузнецова намалевала что-то поистине невообразимое – какие-то холерные «запятые», палочки белые с черным. Кто говорит, что это извержение вулкана Везувия, кто догадывается, что это птичьи перья, наваленные в кучу, а кто попросту отходит от картин и отплевывается. В зале, за сценой, во всю стену висят три «панно», опять-таки кисти тех художников, церковные картины которых решено замалевать в Казанской церкви». Экспозицию той самой выставки составили как натурные работы, исполненные в духе непосредственных учителей – Валентина Серова и Константина Коровина, – так и самостоятельные творческие поиски молодых авторов. Сто лет назад нарождающееся течение в искусстве пришлось не по вкусу саратовской публике. Газеты обрушились на выставку с обвинениями в декадентстве, бездарности и безграмотности. Выставка отразила стремление молодых художников к живописному декоративизму и символизму. В 1907 году участники группы Алая роза составили ядро группы «Голубая роза». В деятельности «Голубой розы» тенденции эти получили дальнейшее развитие.
Радищевский музей неоднократно проводил юбилейные выставки. В 1995 году прошла выставка, посвящённая 90-летию Алой Розы, а в 2004-2005 гг. была целая выставочная программа, в неё входили выставка детских работ и выставки зрелых художественных работ сразу на трёх площадках музея. | |||||||||
![]() |