Музыка
Бендицкий Семён Соломонович
Паницкий Иван Яковлевич
Петрова-Званцева Вера Николаевна
Пушков Венедикт Венедиктович
Интервью с Эльвирой Данилиной
Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Музыка | Вера Николаевна Петрова-Званцева

ВЕРА НИКОЛАЕВНА ПЕТРОВА-ЗВАНЦЕВА

Вера Петрова, будущая выдающаяся русская оперная певица (меццо-сопрано), которую даже называли «Шаляпиным в юбке», родилась в Саратове. А вот год её рождения разные источники указывают по-разному: словарь Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917 (Словарь. – Изд. 2-е испр. и доп., – М.:2008) – 12 сентября 1875 года (31 августа по старому стилю), Вокально-энциклопедический словарь – 1878, а Музыкальная энциклопедия – 1876 год. Все сходятся лишь в одном: Вера Петрова родилась в Саратове в семье служащего и, закончив гимназию, сразу стала заниматься вокалом, ещё с самой юности определив своё будущее. И не ошиблась. С 1891 года она дала множество сольных концертов. Но молодая певица понимала: её возможности требуют большего, ей необходимо учиться дальше. Однако на учебу не было денег. Помогли друзья и знакомые, видевшие в ней достойную звезду русской оперной сцены: в 1894 году она дала в Саратове большой сольный концерт, собравший ей значительные средства, и на эти деньги уехала в Москву учиться в Московской консерватории, причем по рекомендации Василия Ильича Сафонова, директора Московской консерватории в 1889-1905, была сразу зачислена на 3-й курс.

Семейная жизнь певицы сложилась удачно. Мужем стал оперный певец, режиссёр оперных спектаклей, профессор Московской консерватории Николай Николаевич Званцев, настоящая фамилия которого Званцов, но он решил её поменять на, как тогда казалось, более звучную – Званцев. Выйдя замуж, певица добавила к собственной фамилии Петрова его псевдоним Званцев, став Петровой-Званцевой. А муж, всегда оказывавшийся рядом, помогал в создании театральных образов.

Вера Николаевна Петрова-Званцева работала в нескольких провинциальных частных антрепризах, затем в Московской частной русской опере Саввы Ивановича Мамонтова. В 1901 году вместе с М.М. Ипполитовым-Ивановым и В.Зарудной стала инициатором создания театрального «Товарищества артистов московской частной оперы». В 1904 году «Товарищество артистов московской частной оперы» было закрыто и влилось в созданный Сергеем Ивановичем Зиминым «Театр Зимина», куда перешла Вера Петрова и где с некоторыми перерывами проработала до 1923 года, то есть почти до самого конца, когда театр Зимина был преобразован в филиал Большого театра.

Послужной список певицы включает множество вокальных произведений: романсы, песни, музыкальные поэмы, оперные арии.

Ей самой посвящали свои произведения композиторы М. М. Ипполитов-Иванов, Н. Миклашевский и С. Василенко.

Неоднократно певица записывалась на грампластинки (всего записала свыше 40 произведений). На оперных сценах она исполнила огромное количество партий: Любаша («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова), Фрау Луиза («Ася» М.М. Ипполитова-Иванова; первая исполнительница партии), Марфа («Хованщина» М. Мусоргского), Солоха («Черевички» П.И. Чайковского; критика назвала ее работу в этой опере «искрометной»), Кащеевна («Кащей бессмертный» Н.А. Римского-Корсакова; первая исполнительница), Аманда («Мадемуазель Фифи» Ц. Кюи; первая исполнительница), Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Кармен («Кармен» Ж. Бизе; эту партию певица исполнила около 1000 раз; по свидетельству критики, созданный ею образ Кармен «ознаменовал большой сдвиг в оперном театре, характерный для начавшейся в начале ХХ века борьбы за реализм на оперной сцене»), Шарлотта («Вертер» Ж. Массне), Иоанна д'Арк («Орлеанская дева» П.И. Чайковского), Мюзета («Жизнь Латинского квартала» Р. Леонкавалло), Морена («Млада» Н.А. Римского-Корсакова), Императрица Екатерина II («Капитанская дочка» Ц. Кюи), Ваня («Жизнь за царя» М. Глинки), Ангел («Демон» А. Рубинштейна), Любовь Кочубей («Мазепа» П. Чайковского), Графиня («Пиковая дама» П.И. Чайковского), Ганна («Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова), Любава («Садко» Н.А. Римского-Корсакова), Лель («Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Азучена («Трубадур» Дж. Верди) и ещё много-много других.

Умерла певица в Москве, во время Отечественной войны, 11 февраля 1944 года. Ей было 68 лет.



   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика