Академический театр драмы
им. И.А. Слонова
Академический театр юного зрителя
им. Ю.П. Кисилёва
Академический театр оперы и балета
Театр кукол «Теремок»
Саратовский театр русской комедии
Саратовский театр опереты
Саратовский муниципальный драматический театр «АТХ»
Саратовский муниципальный новый драматический театр «Версия»
Саратовский цирк имени братьев Никитиных
Балаковский драматический театр им. Евгения Лебедева
Балашовский муниципальный драматический театр
Интервью с Олегом Клишиным
Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Театр | Пошивочный цех

ТЕАТР | ПОШИВОЧНЫЙ ЦЕХ

Театральный художник, в соответствии с режиссёрским замыслом, средствами изобразительного искусства создаёт зрительный образ спектакля. Именно он придумывает декорации и костюмы. Его фамилию указывают в программке спектакля. Но справился ли бы художник со всей работой один, не будь у него помощников?

Эскиз театральных костюмов Бориса Кустодиева к спектаклю Левша
Эскиз театральных костюмов Бориса Кустодиева к спектаклю «Левша»

Одним из таких коллективных помощников для художника-постановщика является пошивочный цех театра или по другому костюмерная мастерская. Эскизы театральных костюмов с общим видом и прорисовкой отдельных деталей поступают в пошивочный цех. Богато украшенная золотом и шитьём одежда делается для актёров исполняющих роли королей и других сановных особ, одежда с вышивкой шьётся для актёров играющих национальные пьесы Украины и Белоруссии, некоторые произведения Н.В. Гоголя, для тех, чья роль в спектакле бедняк или батрак одежда совсем простая – из грубой ткани. Костюм XVIII, XX, XXI века или даже будущего могут придумать художники, а воплощают их идеи в жизнь в пошивочном цехе.

Костюмерная мастерская театра относится к художественно-постановочной части, а руководит работой мастерской главный художник театра.

В пошивочном цеху трудятся настоящие мастера своего дела – закройщики и портные. Они знают, как костюм раскроить, как украсить его вышивкой, кружевами, национальными орнаментами, как пришить пуговицы. И художнику по костюмам и тем, кто трудится в пошивочном цехе, приходится учитывать и то обстоятельство, что в костюме актёр должен петь, танцевать, активно двигаться по сцене. Совершенно особые костюмы нужно шить для балерин. Костюм должен преобразить облик актёра, помогать действию в спектакле.

Эскиз костюма художника Севастьянова
Эскиз костюма художника Севастьянова

Закройщики и портные пошивочного цеха театра должны уметь изготовить кафтан, фрачную пару, сюртук, смокинг, подвенечное и бальное платье, сарафан… словом всё то, что может появиться на сцене.

Ранее в народном костюме при обрядовых и фольклорных действах применялось все, что имелось под руками: вывернутые наизнанку жупан, тулуп, кожух, овчина, а также другая нелепая одежда: короткие штанишки, слишком широкая рубаха, дырявые чулки, всяческое рванье. Также использовалось и всё то, что давала природа: листья и цветы, солома, сено. На одежду пришивались, для украшения: кусочки цветной бумаги, бересты, фольга, стекляшки, ленты, зеркала, бубенцы, перья. Такое гротесковое оформление театрального костюма используется и сейчас. Мастерицы работающие в театральном пошивочном цехе должны уметь работать и с такими экзотическими ныне материалами.

Кропотливую работу для пошивочного цеха представляют художники-постановщики балетных спектаклей. Балетная пачка и так довольно сложна в изготовлении, а ведь приходится её украшать мириадами блёсток и пайеток, при этом костюм должен оставаться лёгким.

Процесс изготовления костюма начинается с подбора подходящего материала. Причём цвет и фактура материала могут быть жёстко заданы художником-постановщиком. Необходимо из запасов ткани имеющихся в театре выбрать подходящую ткань, кружева, ленты. Если ткани или лент нет – нужно срочно покупать. Также необходимо подобрать или изготовить всю необходимую фурнитуру: пуговицы застёжки, запонки, крючочки.

Далее, когда все необходимые материалы уже есть, к делу приступают закройщики. Согласно эскизов художника и выбранного покроя производится раскрой материала. После этого делается так называемая «наколка» материала на манекен или на актёра.

Далее, когда все необходимые материалы уже есть, к делу приступают закройщики. Согласно эскизов художника и выбранного покроя производится раскрой материала. После этого делается так называемая «наколка» материала на манекен или на актёра. Тут в дело вступают уже опытные швеи. Собранные на иголках или на "живую нитку" куски ткани сшиваются вместе, пришивается подкладка, обмётываются петли, если необходимо производится украшение костюма. Кстати говоря работники пошивочного цеха просто обязаны научиться вышивать национальные узоры, ведь на сценах театров страны часто ставились и ставятся спектакли с национальным колоритом.

Довольно сложны в изготовлении костюмы горских народов или народов крайнего севера. Попробуй изготовь бурку, черкеску или кухлянку!

Костюмы в пошивочном цехе и на актёрах театра
Костюмы в пошивочном цехе и на актёрах театра

После того, как театральный костюм готов (а происходит это, как правило, дней за 10-15 до премьеры) актёр обживает его, разнашивает, репетирует в нём. Проверяется, как костюм выглядит при различном освещении, насколько он удобен для актёра. Если необходимы какие-то доработки костюмов для спектакля, пошивочный цех их выполняет. Ну и после того, как костюм окончательно принят он поступает к костюмерам. Отныне они будут готовить костюмы для актёров к каждому спектаклю, они будут следить за исправностью и целостью костюма и при необходимости исправлять мелкие неисправности.

Шить приходится не только театральные костюмы, но и занавески на окна декораций, чехлы на стулья и пианино, словом всё то, что может быть использовано на сцене.

Вот так скромные и незаметные работники пошивочного цеха театра участвуют в подготовке каждой премьеры в театре.



   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика