|
||||||||||||||||
Театр | Здание театраТЕАТР | ЗДАНИЕ ТЕАТРА
Театральные здания, как архитектурный объект имеют значительную историю. Законы, по которым проектируется и строится здание театра, видоизменялись и совершенствовались веками. Правда, в СССР и России, да вероятно и в других странах мира, не все театры имеют в своём распоряжении здания спроектированные и построенные именно как настоящие театральные. И касается это не только любительских театров и театров-студий, занимающихся больше обучением актёров. И у нас в Саратове, лишь два театра: оперы и балета и драмы расположены в настоящих зданиях построенных именно для театров. Остальным повезло меньше – здания кинотеатров, клубов, а то и просто подвальные помещения. Наш уникальный театр юного зрителя хотя и является первым в мире театром для детей, но размещён он в бывшем клубе подрядчиков. Здание приспособили, как смогли под нужды театра – пристроили некоторые пристройки, но в нём всё равно тесновато и зрителям и артистам и работникам цехов работающих на театр: реквизиторским, бутафорским, декорационным, пошивочным и другим. Новое здание тетра строится вот уже скоро 30 лет, но строительство никак не завершится. Рассказывать же в этом цикле статей мы будем о настоящих театральных зданиях, выполненных по всем архитектурным канонам проектирования зданий. Ну и не избежать, конечно же, рассказа об истории возникновения этих самых канонов, традиций, по которым театральное здание проектируется.
Сооружения для показа зрелищ впервые появилось в древней Греции. Первоначально театр представлял простую круглую земляную площадку (орхестра) которая была расположена у подножия горы. Зрители сидели на деревянных скамьях на склоне горы, и место это именовалось театрон. Затем, на рубеже 6 и 5 века до нашей эры, появилась деревянная пристройка (скена) за орхестрой, в этой пристройке актёры переодевались, и там хранилась бутафория. Спустя ещё два века скена превратилась в прямоугольное в плане двухэтажное здание, имевшее впереди пристройку (проскений). Представление происходило на плоской крыше проскения, перекрытие крыши именовалось логейон. Постепенно и театрон и скена становились вместо деревянных каменными. Особенностью театров в Древней Греции являются их большие размеры, ведь на представление приходили все жители города. Театр в Эфесе вмещал около 23 тысяч зрителей, диаметр театрона составлял 152 метра. Согласитесь, больше похоже на чашу современного стадиона. В Древнем Риме театральные здания были во многом похожи на дневнегреческие, но всё же появилось существенное отличие. В театре Древнего Рима орхестра была поделена пополам между игровой площадкой (просцениум) и местами для привилегированных зрителей. Поэтому высоту просцениума существенно понизили, доведя её до полутора метров. Ряды возвышающихся уступами сидений (кавеа) полукружиями охватывали орхестру и торцами примыкали к боковым помещениям сцены, образуя единый архитектурный объём. Амфитеатр венчался крытой колоннадой. Стены сцены служили постоянным декоративным фоном (представляли собой богато отделанный фасад дворца). К тому же римляне строили театры не только там, где позволял рельеф местности, как это делали греки. Они возводили театры на площадях в городах, на искусственных сводчатых конструкциях. В этих античных театрах была хорошо решена проблема видимости и слышимости. Ввиду строгих пропорций сооружения акустика была великолепна, всё продекламированное актёрами было слышно даже в последних рядах, и видимость была тоже хорошей. Представления шли под открытым небом, на солнечном свете или же при свете масляных ламп в сумерках. Затем, в период раннего средневековья интерес к театру несколько уменьшился. Немногочисленные представления давались внутри храмов, на паперти или же на городских улицах, или в шатровых балаганах. Искусство строительства театральных зданий в том виде, в котором мы их сейчас привыкли видеть, зародилось в Италии в эпоху Ренессанса. Итальянские архитекторы опирались на трактат о построении театров древнеримского архитектора и инженера Витрувия. Первый театр созданный итальянскими архитекторами в Ферраре в 1528 году был деревянным и довольно быстро сгорел, так что известен только факт его постройки, но не то, как он был устроен. Однако спустя два десятка лет, в 1545 году, архитектор Себастьяно Серли написал трактат, в котором описал свой опыт строительства театрального здания закрытого типа. Зал театра остался амфитетральным, но изменилась сцена: за просцениумом, вместо традиционной стены появилась глубинная сцена с перспективными декорациями.
До нашего времени сохранился театр «Олимпико» в городе Виченца. Он был сооружён в 1580-1584 гг. по проекту архитектора Андреа Палладио. Форма участка земли, на котором строилось здание, заставило Палладио придать театру форму не круга, а полуэлипса. Он последовал античной традиции и вернул стены, которые с трёх сторон замыкали пространство сцены. Стены эти были выполнены в виде фасадов великолепного дворца. За арками этой стены он построил имитацию перспективно сокращавшихся улиц города. Стены домов этих «улиц» имели столь же богатые фасады. И хотя фактическая их длина не превышала десятка метров, они производили впечатление улиц уходящих вдаль на сотни метров. Театр этот был построен для представлений античной драмы и не мог быть использован для других представлений, не мог стать основой дальнейшего развития идеи театрального здания. Следующий шаг в этом направлении сделал архитектор Джованни Батиста Алеотти в 1618-1619 гг. Алеотти воздвиг в Парме придворный театр Фарнезе. Здесь впервые появилась глубинная сцена с относительно широким (12,5 м) порталом. Театр был отделан с большой роскошью. Однако новая система сценической площадки не была увязана с амфитетральным залом вытянутым в длину и неудобным для зрителей. | ||||||||||||