Календарь Календарь
СЕГОДНЯ:
18
ОКТЯБРЯ
ЧЕТВЕРГ
Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Вятский художественный музей

ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

В 2010 году Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых отметит свой столетний юбилей. За долгие годы своей деятельности это областное государственное учреждение культуры стало центром культурной, научной и образовательной жизни города.

Вятский художественный музей
Вятский художественный музей

Вятский художественно-исторический музей был основан 18 декабря (5 по старому стилю) 1910 года Вятским художественным кружком. После революции музей был передан в ведение губернского отдела народного образования на основании Декрета СНК «Об организации дела народного образования в Российской республике» от 27 июня 1918 года. С 8 ноября 1918 года у музея новое название: «Вятский губернский музей искусства и старины». Через шесть лет, в 1924 году, он был переименован в Вятский государственный областной музей. С марта 1931 года музей вошел в состав Вятского государственного музейного объединения на правах художественного отдела. В 1934 году была восстановлена самостоятельность музея, и он был переименован в Кировский краевой художественный музей, а в 1936 году – в Кировский государственный областной художественный музей. На основании Постановления президиума ВЦИК от 8 сентября 1936 года музею было присвоено имя А.М. Горького. Свое современное название – Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых – музей носит с 1989 года. Однако как бы ни звучало имя музея, миссия его, определенная ещё его устроителями – вятскими художниками, остается неизменной.

В документах, относящихся к началу прошлого века, есть информация об истоках создания музея: «Вятский художественный кружок … своей основной целью ставит развитие, преимущественно Вятского края в области изящных искусств. Первоначальная цель «Кружка» выражается в заботах о художественном развитии этого края и содействии процветанию как чистого, так и прикладного искусства». Важнейшими задачами кружка определялись прежде всего «устройство периодических художественных выставок в городе Вятке и других городах и селах … и основание Вятского публичного художественного музея…»

На торжественном открытии Художественно-исторического музея в Вятке, состоявшемся 18 декабря 1910 года, председатель Кружка художник-фотограф С.А. Лобовиков произнес слова, которые и через 100 лет находят отклик в сердцах его земляков: «…Здесь найдут удовлетворение своим эстетическим требованиям десятки тысяч людей.… И воспитательное значение Музея огромно. Это – лучшая школа, особенно для молодых поколений, да и для всего населения нашего края». Нельзя без душевного трепета читать строки его речи, словно обращенной к будущим поколениям его земляков: «Много будет отсюда вынесено вдохновений и знания. Не даром же каждая культурная страна, каждый культурный город … стремятся создать музей…».

Картина из экспозиции
Картина из экспозиции

Прошло почти сто лет, однако понимание идеи существования музея осталось прежним. В конце 1980-х годов в положениях ICOM (Международного Музейного сообщества) было, закреплено определение музея, и по сей день остающееся актуальным: «Музей представляет собой некоммерческую, постоянно действующую организацию на службе общества и его развития, открытую для публики, которая собирает, сохраняет, исследует и показывает материальные достижения человечества с целью изучения, просвещения и получения эстетического удовольствия».

На рубеже XX и XXI веков ООН была принята стратегия развития общества, обращенная к человеку. Такой подход вскрыл особую роль культуры, которая обеспечивает ценности, языки, традиции – всё то, что создает контекст жизни. Музей служит делу общества и его развития. В Федеральной программе «Культура России (2006 - 2010)» определено, что в области предоставления государством культурных услуг первостепенным является формирование мировоззренческого культурного поля и системы духовных ценностей на основе современных информационных технологий.

Что же представляет из себя Кировский областной художественный музей сегодня? Отчасти время заставило стряхнуть «пыль веков» со слова, своими корнями уходящего в культуру Древней Греции. В последние годы наш художественный музей стал привлекательным для посетителей не только как источник получения дополнительных знаний, но и как место, обладающее особой эстетической атмосферой, создающей комфортные условия для интеллектуального и познавательного отдыха.

В настоящее время достаточно успешная разнообразная деятельность Кировского областного художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых сводится к трём основным направлениям: некоммерческой деятельности, предпринимательской деятельности и фандрайзингу – поиску и привлечению денежных средств и иных ресурсов для осуществления социально значимых проектов, программ и акций, а также для формирования общественного мнения в пользу поддержки деятельности музея. Некоммерческая деятельность музея выливается, прежде всего, в научные изыскания, консервацию и реставрацию произведений искусства, а также в выставки, экскурсии, лекции и другие формы работы. Предпринимательская деятельность музея осуществляется благодаря музейной торговле книгами, открытками, каталогами выставок, путеводителями по музею и т.д. Предпринимательская деятельность включает в себя также фото- и видеосъемку, услуги кафе, долгосрочную и краткосрочную аренду помещений. Концерты, корпоративные выставки и мероприятия, VIP-приемы, эксклюзивное экскурсионное обслуживание являются составляющими фандрайзинга.

Зал постоянной экспозиции XIX века
Зал постоянной экспозиции XIX века

Коллектив музея стремится к ежегодному пополнению музейного собрания. На сегодняшний день музейные фонды включают в себя более 20000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства. Реставрация уникальных памятников искусства позволяет вводить в экспозицию подлинные шедевры, относящиеся к разным эпохам и национальным школам. Так, например, украшением зала, где будет представлено древнерусское искусство, станут отреставрированные в этом году иконы XV-XVI веков: «Благовещение с акафистом», «Огненное восхождение Ильи Пророка», «Никола Можайский» и др. Истинным подарком любителям искусства станет и возможность увидеть датирующийся IV веком до нашей эры греческий кратер, в настоящее время находящийся на реставрации в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.

Благодаря участию музея в региональных, общероссийских и международных выставках, с одной стороны, раритеты из нашего собрания предстали перед жителями многих российских и европейских городов, а с другой стороны, у жителей Вятки появилась возможность знакомиться с коллекциями музеев России, не покидая родного города. Только в течение последнего года в залах областного художественного музея прошли выставки из фондов Государственной Третьяковской галереи («В.М. Васнецов»), Государственного Исторического музея («Сокровища Российского государства. Семь веков ювелирного искусства»), Государственного музея искусства Палеха («Искусство Палеха»). В то же время музей стал участником целого ряда межрегиональных и международных проектов: «Футуризм. Италия – Россия» (ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва), «Княгиня М.К. Тенишева в зеркале Серебряного века» (ГИМ. (.Москва), «Алесей Исупов. Россия - Италия» (ГТГ (Москва), «Футуризм 100» (Музей современного искусства Тренто и Товерето (Италия), «Л. Попова и А. Родченко: два лица конструктивизма» (Тейт Модерн (Лондон, Великобритания), (Греческий государственный музей современного искусства (Фессалоники, Греция), (Национальный центр искусств королевы Софии (Мадрид, Испания) и др. Таким образом, музей успешно обрел региональное, общегосударственное и международное признание.

Музей-усадьба художника Н.Н. Хохрякова
Музей-усадьба художника Н.Н. Хохрякова
Вятский художественный музей имеет несколько филиалов, некоторые расположены вот в таких срубовых домах

На современном этапе для любого музея особенно важно формирование сознания различных целевых групп публики. Кировский областной художественный музей старается ориентироваться в своей работе на все категории посетителей, как вятчан, так и гостей города. Тем самым сохраняются и укрепляются позиции музея на рынке досуга. Музей успешно завязывает и поддерживает партнерские отношения со спонсорами, сотрудничает с различными музеями и другими культурными учреждениями города Кирова и области.

Подходя к своему 100-летию, Кировский областной художественный музей значительно повысил интенсивность научных исследований. Одно лишь перечисление названий альбомов, каталогов, публикаций в различных научных изданиях за авторством сотрудников музея заняло бы все отведенные для данной статьи страницы. Среди прочих можно отметить следующие альбомы: «Алексей Исупов» (автор – И.А Любимова), «Людмила Леденцова. Скульптура» (автор – Л.Б. Горюнова), «Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых 1910 - 2010» (автор – Л.Б. Горюнова). Судя по отзывам посетителей, их неослабевающему интересу к нашим выставочным проектам, значительно улучшился и уровень презентации музейных предметов в экспозиции.

Большое внимание сотрудники музея обращают на изучение и пропаганду искусства родного края. Около половины открывающихся на музейных площадках выставок посвящены этой теме. Стало доброй традицией проведение музеем Всероссийского пленера в селе Рябове Зуевского района. Уже три года «Васнецовский пленэр» в Рябове собирает на родине В.М. и А.М. Васнецовых живописцев и графиков из разных городов России. Настоящие деревенские дома, а не садовые домики становятся жилищем художников и объектом их творческого вдохновения. Работа художников в Рябове стала ярким событием не только в культурной жизни нашей области, но и в художественном пространстве России. Результатом работы пленэра стало проведение итоговых выставок, представляемых публике в течение праздничных торжеств в Рябове, впоследствии в течение 2008-2009 г.г. выставка «Васнецовское Рябово» экспонировалась в музейно-выставочных центрах целого ряда районов области.

Внедряя инновационные программы, проводя яркие, запоминающиеся мероприятия на различных музейных площадках: тематические занятия для детей и взрослых, экскурсии выходного дня, художественные паузы, интеллектуальные игры, мастер-классы, музейные уроки, творческие встречи с деятелями культуры и искусства, театрализованные представления, концерты, работники музея стремятся к расширению сферы услуг, предлагаемых музеем. Так, например, особый интерес у посетителей вызывает открывшийся два года назад в стенах музея «Виртуальный филиал Русского музея». Дети и взрослые с удовольствием «гуляют» по дворцам Санкт-Петербурга, знакомятся с историей создания уникальных памятников культуры и искусства, с радостью входят в удивительный мир прекрасных образов.

Интерьер музея-усадьбы Васнецовых
Интерьер музея-усадьбы Васнецовых

Уже более десяти лет обрабатывать, хранить оформлять учетную документацию систематизировать, публиковать изображения, проводить статистическую обработку хранимой информации по богатейшим музейным фондам музейным работникам помогает комплексная музейная автоматизированная информационная система (КАМИС). КАМИС структурирует информацию, позволяет осуществлять быстрый поиск и выборку данных по всем хранящимся в музее произведениям. Возможности данной автоматизированной системы позволят в дальнейшем сделать экспозицию более информативной, посредством использования мультимедийных киосков вводя в неё изображения и сведения о памятниках, находящихся в музейных фондах.

Анализируя социальные и культурные запросы, стремясь их удовлетворить, музей ещё в состоянии повлиять на формирование будущего интеллектуального и культурного облика жителей Вятки. И этот элемент интерактивности – одна из наиболее сильных сторон деятельности художественного музея на современном этапе. Продолжая традиции, заложенные вятскими художниками в начале прошлого века, коллектив Вятского областного художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, представляя и популяризируя богатейшее собрание, сохраняет, комплектует, исследует уникальное наследие являющееся духовным и культурным богатством Вятского края, значимым как в российском, так и в общеевропейском масштабе.



   Copyright © 2006-2010 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.